Перейти к содержимому

Борис Райтшустер: «Немцов мне сказал: “боюсь, я подписал себе приговор”»

26.01.2016
О Борисе Немцове. Фрагмент интервью с Борисом Райтшустером

«Меня и полиция арестовывала, и били, но самое страшное в России — травля»

Журнал «Бульвар Гордона»
Немецкий публицист Борис Райтшустер: «Немцов мне сказал: «Кажется, я сделал большую глупость, нехило обидел Путина. Боюсь, подписал себе приговор…»
25 марта 2015 года

Немецкий журналист, публицист и писатель Борис Райтшустер много лет возглавлял московское бюро информационно-политического журнала Германии Focus. В общей сложности Райтшустер прожил в России 16 лет, написал о ней пять книг, одна из которых — «Демократура Путина» — переиздавалась дважды и стала политическим бестселлером. С немецкой дотошностью, с фактами, цифрами и отчетами журналист исследовал, как Владимир Путин создал систему, которой подчинилась вся огромная страна.
Фрагмент интервью:

 

— Вы дружили с Борисом Немцовым. Когда последний раз с ним виделись?

— Приезжал в его московский офис летом 2014 года. Мы разговаривали, шутили, вдруг Борис сказал: «Кажется, я сделал большую глупость, нехило обидел Путина», после чего открыл ноутбук и показал видео, снятое в Киеве, в котором назвал президента России словом на букву «е». Недавно я выступал в немецком ток-шоу, где был представитель путинской пропаганды, он мне прямо в эфире заявил: «Вы врете, это слово совершенно не обидное». Тогда я попросил его повторить слова Немцова о Путине, но он отказался.

Борис показывал мне это видео, улыбаясь, но произнес: «Думаю, Путин мне не простит. Как думаешь, не убьют меня за это?».

— Что вы ответили?

— «Не надо бояться, ты слишком известен». Немцов сказал: «Дай Бог, чтобы ты не ошибся, но, боюсь, я подписал себе приговор…». Разговор был в шутку, но вскоре Борис улетел в Израиль, опасаясь ареста. Это был не страх, Немцов был абсолютно бесстрашным, но понимал, что риск серьезный. Охрану никогда не нанимал, говорил: «Если захотят, убьют с охраной или без». Среди оппозиции России есть понимание, что лично Путина оскорблять нельзя. Можно критиковать его политику, методы, но не его самого. Борис всегда перешагивал эту границу, на что не решались даже самые резкие критики Кремля. Немцов постоянно демонстрировал: «Я не боюсь! Говорю, что думаю», и это было опасным для режима Путина, который держится на страхе.

Если бы Борю убили в подъезде дома, я бы еще подумал: в каждой стране такое возможно. Но напротив Кремля, в самом охраняемом месте России, в одном из самых охраняемых объектов в мире… Какой убийца выберет такое место? Я по себе знаю: если появиться в районе Кремля с телекамерой, через две минуты рядом с тобой возникнут сотрудники Федеральной службы охраны РФ. Немцова же расстреляли рядом с Кремлем, нашли семь гильз и… ничего.

Уже трудно удивляться цинизму Путина, но я был потрясен, когда президент России наградил орденом Почета Рамзана Кадырова — человека, который является непосредственным начальником Заура Дадаева, подозреваемого в убийстве Немцова. В тот же день глава РФ наградил и Андрея Лугового, которого британское следствие назвало главным подозреваемым в убийстве Александра Литвиненко. Путин ведет себя как человек, которому на всех наплевать, если бы его действительно беспокоил собственный имидж на Западе, он бы не награждал ни Кадырова, ни Лугового.

25.03.2015
Интервью Бориса Райтшустера журналу «Бульвар Гордона»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading