Перейти к содержимому

История Мемориала. Немцов. 100 дней

26.11.2016
История Мемориала

100 дней. Господи, как летит время…

Пронизывающий холод на мосту сменился жарким солнцем, наступил июнь. А на Немцовом мосту все еще есть живые цветы. Свечи, флаги, записки… С фотографий смотрит совершенно живой человек. Его убили 100 дней назад, а он улыбается, хмурится, что-то доказывает, кого-то слушает, размышляет, спорит… От этого несовпадения у меня лично слегка крыша едет.

07-06-2015-bridge-100-day-1

Много людей сегодня было. Под бдительной охраной ОМОНа и полиции (предусмотрительно был пригнан автозак) мы провели свою небольшую художественную акцию — пели Цоя, Высоцкого, Галича, читали стихи. Громко и дерзко пообещали, что «на обломках самовластья напишут наши имена», но за великие стихи великого поэта нас все-таки не свинтили. Видимо, полиция знает поэзию Пушкина и позориться не стала.

07-06-2015-bridge-100-day-2 07-06-2015-bridge-100-day-3

Кажется, все немного обгорели (теперь у меня лицо как у индейца)).

Потом на автобусе и машине поехали на Троекуровское кладбище. И кого мы там увидели, как вы думаете? Правильно, до боли знакомый автозак! Тот же самый! Мы как-то незаметно дожили до таких времен, когда даже съездить на могилу дорогого тебе человека нельзя без правоохранительных органов. Друзья Бориса шутили — мол, Немцов так «любил» автозаки, что они не удержались, приехали…

Полицейские нам не мешали, прикидывались садовой скульптурой, лениво жарились на солнце и наблюдали, как мы приводим все в порядок, ставим цветы, зажигаем лампады… Заглянули к Анне Политковской (оказалось, Борис похоронен в двух шагах от нее).

07-06-2015-troyekurovo-100-2

07-06-2015-troyekurovo-100-1

Немного потроллили полицию — кто-то задавал им ехидные вопросы, кто-то просто фыркал от смеха. Опытные активисты прикидывали свои шансы «впервые в жизни быть свинченным прямо на кладбище», кто-то предлагал воспользоваться автозаком в качестве халявного такси (увы, но этот транспорт по домам не возит, шутили мы друг с другом). Андрей на прощание подошел к автозаку и милостиво им сообщил, что «мы уезжаем, поэтому вы можете быть свободны». 🙂

Весь день не могу отделаться от ясного «эффекта присутствия». Даже за шумом, разговорами, суетой. Такое уже было в моей жизни, это ни с чем не спутаешь. Вряд ли это почувствовала только я одна… Это хорошее чувство. Правильное. Это значит, что существует на свете то, что сильнее смерти. Это значит, что «наши мертвые нас не оставят в беде». Что сердце болит не напрасно.

14731157_1267238273326288_7265076742787283393_n

Вообще я сегодня хотела написать другой текст. Про то, что излишне много стало вокруг Бориса за эти месяцы сахарного сиропа.
Что за всей этой восторженной чрезмерностью стал теряться подлинный, живой человек. Только не ругайтесь!

Просто мне кажется, что главное в Борисе было именно то, что он никогда не был ангелом. Не пытался строить из себя ангела, не хотел казаться лучше, чем он есть. Это и было то, что привлекало к нему людей — он был такой, какой есть. Естественный. Без натуги, без притворства, без страха, без внутренней зажатости.

Все почему-то с удовольствием вспоминают, как истошно орали с ним друг на друга, как громко и смачно ругались и спорили, как потом мирились. Вряд ли у Бориса был простой характер. Вряд ли с ним рядом можно было комфортно дремать и плыть по течению. Когда человек одновременно умный, сильный, упрямый и талантливый, да еще при этом темперамент совсем не нордический — с такими всегда очень непросто. Но именно эта мощная витальная энергия, эта жизненная сила и есть самое ценное, самое важное!

Не знаю, как вы, а я боюсь людей, которых хотят выглядеть безупречным совершенством — от них всегда пахнет смертью и тлением. Мне всегда больше по сердцу естественные люди. Без прикрас. Колючие, необработанные, с занозами, с изъянами и недостатками, способные совершать ошибки и честно их признавать. В экстренной ситуации именно они оказываются самыми надежными и бескорыстными товарищами…

Как поет великая группа «Чайф» — «Люби его таким, какой он есть».
Пусть Борис будет в нашей памяти таким, каким он был при жизни: не шлифованной мраморной статуей из музея, а живым человеком, рядом с которым всегда возникали маленькие вихри и большие торнадо. С которым было непросто, но никогда не было скучно. Который не был безгрешным ангелом, но всегда — при любых обстоятельствах, в любые времена — был только самим собой. Живой человек, который жил так, как верил. Делал только то, что считал правильным, даже тогда, когда это рушило карьеру и ломало перспективы. Герой не потому, что безупречный, а потому, что настоящий.
Просто Борис Немцов…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

8 июня 2015 года
Ольга Лехтонен
Оригинал
Альбом «100 дней. Мост. Троекуровское кладбище. 7 июня»
Фотографии — Yulia Schelkanova

1 комментарий для “История Мемориала. Немцов. 100 дней”

  1. Уведомление: Репортаж с Мемориала | НЕМЦОВ МОСТ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading