Перейти к содержимому

Борис Немцов: «Для меня Новодворская — самый свободный человек из всех, кого я знаю»

16.07.2017
Памяти Валерии Новодворской. Три года спустя…

Валерия Новодворская вошла в историю еще при жизни в качестве известной советской диссидентки и правозащитницы. Такую точку зрения в комментарии ИА «Диалог» высказал известный политический деятель, член партии «РПР-Парнас» Борис Немцов.

«Она образец мужества, твердости и несгибаемости для всех людей. Она самый свободный человек, который жил в нашей стране за последнее время»,

сказал Борис Немцов.

16 июля 2014 года. Борис Немцов:

Сегодня прощался с Лерой. Она была свободной как никто. И ненавидела рабство. Россию любила, а режим ненавидела, что советский, что путинский.
Лера, буду тебя всегда помнить.

Эхо Москвы

16 июля 2014 года
Борис Немцов на похоронах Валерии Новодворской.
Ему самому оставалось чуть больше полугода…

ВИДЕО


РАСШИФРОВКА
Борис Немцов:
«Люди идут – с 9-ти, с полдесятого. Я думаю, Лера бы сильно удивилась. Лера, кстати, себя недооценивала. Она вообще была человеком каким-то очень скромным, очень наивным, как ребенок. Она вообще не могла никогда свыкнуться с подлостью, не понимала, что людьми движет. Несмотря на то, что прожила тяжелейшую жизнь – пройти через психушки, через карательную психиатрию, через тюрьмы, через Лефортово и при этом сохранить вот эту чистоту – это, в общем, только Лера могла.

Она б сильно удивилась, что столько народу пришло. Я думаю, она бы даже обрадовалась, на самом деле.

Знаете, её часто обвиняют, что она не любила родину, была русофобка… Это абсолютная чушь. Лера ненавидела рабство и любила Россию. Лера никогда не хотела уехать из России. У неё была масса возможностей, между прочим. Многие диссиденты эмигрировали – она этого не сделала. И даже никогда не пыталась. При этом, конечно, вот это холуйство, чванство, барство, рабство её безумно раздражало, она этого не скрывала.

Поскольку свободных людей в России гораздо меньше, чем несвободных, многие как раз рабы её воспринимали как личного врага. Но то, что она любила родину – я просто это знаю, поскольку близко с ней знаком был.

Мы с ней все время ругались, чтоб вы понимали. Последний раз она меня из души в душу ругала за Болотную и Сахарова. За то, что вместе с моими товарищами выходил на площади с леваками, которых она так сочно называла «коммуняками», и с националистами.
Я её убеждал, что это такой общедемократический протест. Она говорила, что никакой демократии с этими людьми быть не может, и, в общем, ты всё делаешь неправильно… Но когда началась война с Украиной, то мы с ней помирились. Последние наши с ней разговоры были, ну, это был разговор единомышленников.

Кстати, должен сказать, что одно из самых сильных обращений Леры, последних, которое в июне было буквально – это обращение к сепаратистам Донбасса. Это уникальный документ, одна из последних ее публичных речей, и он характеризует её как гражданина, как патриота. Она, кстати, обращаясь к этим людям, которых обзывают там террористами, убийцами и так далее, она себя вела, скорее, как мать. Она им объясняла, что их использует Путин как пушечное мясо. Она говорила о том, что никакой… он вас предаст, он вас бросит, что никакой Новороссии не будет, а ему надо просто хаос там создать и с помощью вас, с помощью ваших жизней и создает.
Ну, я готов под каждым словом подписаться, абсолютно. Так оно и есть. То, что она рано ушла – я понимаю, почему. Она абсолютно безразлично относилась к себе. Я ей тысячу раз говорил, что надо следить за здоровьем, надо ездить в больницы, надо лечиться, от диабета, от проблемы с ногами…
Она говорит – «а зачем? Пока работает мозг – я живу»
То, что мозг у нее работал идеально, то, что она была одна из самых образованных людей страны, то, что она переводила даже Шекспира, я не знаю, знаете вы это или нет, то, что она знала досконально русскую литературу и зарубежную тоже, так, как никто её не знал – это факт. Слушайте, кто у нас похож на Леру? – нет таких…
Слушайте, говорить про Украину на похоронах Леры я не буду. Про Леру буду, а про Украину не буду».


16 июля 2014 года. На панихиде Борис побеседовал с украинскими журналистами. Конечно, он говорил о Валерии Ильиничне
Интервью Бориса Немцова Украинскому телеканалу. Видео из личного архива
ВИДЕО

РАСШИФРОВКА

«Я вам скажу, одна проблема у меня. Я считаю, неправильно коверкать красивый язык. Поэтому, требовать от меня на мове говорить – это значит, издеваться над языком, зачем это делать. Я не хочу издеваться. … Я могу сказать «Слава Украине, слава России»… «Ну, конечно, знаю – «Героям слава». Вы меня учить будете? Тоже мне. Нашла, кого проверять. Я не злой, а просто я удивлен, что вы такие вопросы задаете. … Ничего я не устал…

Уход Валерии Ильиничны – это радость для негодяев и рабов – просто безмерная радость. Это радость для российской власти, потому что иметь такого оппонента, в общем, это серьезная история. И это горе для свободных людей.
К счастью, судя по тому, сколько людей пришло сегодня попрощаться с Лерой, к счастью, таких очень-очень много, и не только в Москве, но и в стране. Ну, и в мире тоже, кстати. Я знаю, и в Киеве, и в Донецке, и во Львове – везде упоминают Леру, тем более, одним из последних её обращений было обращение к сепаратистам Донбасса, на мой взгляд, очень сильное обращение. Советую его посмотреть, я не знаю, показывал его ваш канал или нет, было бы здорово, если бы вы его показали, тем более, на русском телевидении его никогда не покажут, может, хоть на украинском…

Лера очень любила свободу, дорожила ею и ненавидела холуйство, подхалимаж, рабство, чванство, подлость и так далее. Очень многие люди считали, что Лера – русофобка, поскольку она ругает власть России. Но не надо путать Путина и Россию, не надо путать. Это разные вещи. Не надо путать Россию и рабство. Это тоже разные вещи.
Лера любила Россию и никогда не хотела уезжать, хотя многие диссиденты уезжали.

Лера не была политиком, она никогда не гналась за популярностью, она никогда не хотела, чтобы ее большинство граждан поддерживало. Для нее, скорее, дороже было мнение ее друзей и близких.
Она была диссиденткой, то есть, она ради идеи, ради свободы, ради своих убеждений была готова отдать жизнь.
Я вот помню, когда отравили Литвиненко полонием, она сказала: «Если Путин нальет мне в блюдце полоний, я его с удовольствием выпью».
Я, кстати, думаю, что это была не какая-то там, знаете, эпатажная тирада, а она действительно могла отдать свою жизнь и отдала свою жизнь за свободу. Отдала свою жизнь за свободу.

Вот то, что она безразлично к своему здоровью относилась, меня просто бесило. Я ей тысячу раз предлагал лечиться, заняться, она говорила, что это не имеет никакого значения. Это ужасно. Она в 64 года ушла. Слушайте, в этом возрасте можно еще жить и творить.
Кстати, у нее абсолютно ясная голова, она прекрасно выступала, завораживающе просто. Ее слушали и ее поклонники, и ее враги, и она была энциклопедически образована. Я думаю, таких <нрзб> людей у нас в стране практически нет. Она досконально знала русскую литературу, она знала украинскую, она знала зарубежную, она была действительно таким литературоведом, переводчиком, в совершенстве говорила по-французски, в общем, она была великая женщина.

— Насколько была действенна, результативна ее жизненная позиция?
— Вы знаете, она была, скорее, таким нравственным для многих людей ориентиром. Она не была эффективным менеджером. Её эффективность нельзя оценить с точки зрения голосов на выборах. Ее эффективность нельзя оценить какими-то провластными решениями. Ее эффективность можно оценить только, сколько людей ее читало, сколько людей ей верило и сколько людей ее слушало. Это были миллионы. Я, кстати, думаю, что многие на Лубянке тоже ее досконально изучали и, наверное, в тайне ею восторгались. Но, конечно, вслух они это никогда не скажут, но я уверен, потому что люди завидуют стойким и бесстрашным. Люди понимают, что сами они не могут так себя вести и насыщаются просто тайно, когда они видят, что женщина себя так ведет.
Ее нельзя было сломать, кстати. Ее пытались, когда она лежала, когда была карательная психиатрия, ее же пытались сломать».

Немцов:

Новодворская — Обращение к донбасским ополченцам. Одно из последних видео Леры..


Фотографии. У Сахаровского центра. 16 июля 2014 года… Прощание с Валерией Ильиничной

Это слайд-шоу требует JavaScript.


16 июля 2014 года
Видео «Мобильный репортер»
За эту находку — спасибо Татьяна Тихонович!
Оригинал
Расшифровка — Алена Голубева
Фотографии — Leonid Weinstein

1 комментарий для “Борис Немцов: «Для меня Новодворская — самый свободный человек из всех, кого я знаю»”

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading