Перейти к содержимому

Немцов: «Если сейчас все приличные люди не консолидируются, у нас нет будущего»

20.11.2017
Интервью с Борисом Немцовым

Журнал «Итоги»
Рожденный сказку сделать былью
27.06.2000

В эту затею мало кто верил, но лидер думской фракции СПС Борис Немцов все-таки добился того, что правые подписали соглашение о создании коалиции. Впервые

Когда в прошлую среду в Малом зале Государственной думы вице-спикеры Ирина Хакамада и Владимир Лукин поставили свои подписи под соглашением «О мерах по объединению политических общественных организаций «Союз правых сил» и «Яблоко», свидетели происходящего, кажется, даже не сразу осознали, что у них на глазах впервые в новейшей российской истории создана правая коалиция. Присутствовавший при этом лидер «Яблока» Григорий Явлинский был в соответствии с торжественностью момента важен и строг, а вот руководитель фракции СПС Борис Немцов с трудом скрывал мальчишеский восторг. Нужно отметить, что Борису Ефимовичу было чем гордиться — не будет большим преувеличением сказать, что долгие и совсем не легкие переговоры об объединении завершились-таки подписанием соглашения исключительно благодаря его, Немцова, энергии, упорству и терпению.

Из интервью Бориса Немцова журналу «Итоги»:

— Насколько подписанный документ соответствует тому, что изначально задумывалось, тому, чего желалось?
— Процентов на девяносто. В нем зафиксирована четкая и ясная позиция, что необходимо на следующих выборах идти, как говорят коммунисты, одной колонной, то есть — один предвыборный блок, один избирательный список. И это касается не только федерального уровня: в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, например, есть и «яблочники», и члены СПС — теперь это должна быть одна фракция. Четко сформулирован тезис о необходимости создания объединенных региональных организаций, которые могли бы активно участвовать в местной жизни. Отражена договоренность о выдвижении единых кандидатов на губернаторских выборах. Почему на 90 процентов, а не на 100? По сравнению с тем, что мы предлагали, документ стал менее радикальным: формулировка «объединенная политическая партия» заменена на «единая коалиция»; сроки формирования единых организаций — 2001 год вместо жесткого требования до конца 2000 года провести объединительный съезд. Хотя в принципе поправки эти не «смертельные» — у нас, скажем, до парламентских выборов еще есть запас времени, это вам не объединение в Питере за две недели до голосования (по выборам губернатора. – «Итоги»). Поэтому мы и парафировали договор в смягченном виде.

— А чем коалиция хуже партии?
— Ничем. Кстати, коалиция может переродиться в партию. Я признателен Геннадию Селезневу, который нас рядом посадил, постоянное личное общение помогло нам осознать — мы не можем друг без друга. Наша совместная работа в Думе тоже доказала, что у нас гораздо больше общего, чем отличий. Мы вместе голосуем за Налоговый кодекс, потому что он самый либеральный в мире, мы вместе голосуем за СНВ-2, потому что это выгодно России, и так далее. Конечно, в Питере мы проиграли, но, во-первых, нельзя рассчитывать на хороший результат, когда все сшито на живую нитку, а во-вторых (это, конечно, банально), чтобы побеждать, нужно иметь сильные региональные организации.

Мы хотим отстроить нашу организацию вот каким образом — никому этого еще не говорил, вам скажу. Почему многие организации в таком плачевном состоянии? Потому что аппаратчики занимаются исключительно высасыванием средств, а политики активизируются только перед выборами. Мы хотим, чтобы каждый участник процесса знал, каковы его перспективы. Если нет мотивации, если нет интереса, вся система работает неэффективно. Теперь СПС и «Яблоко» создают коалицию, и начинает она с того, что определяет, кто чего хочет — один участник коалиции хочет быть мэром города, другой — старостой деревни, третий — депутатом областной Думы и т.д. Таким образом, каждому сразу определяется своя «полка», вся организация начинает работать на этого кандидата, а кандидат не тратит силы на внутренние интриги и склоки и работает и на себя, и на коалицию. Это позволит кандидатам выходить на выборы не со списком обещаний, а со списком реальных дел.

— А если пересечения интересов есть и мэром города хотят быть двое?
— Задача коалиции как раз урегулирование таких проблем. Если на региональном уровне не договорились, вопрос обсуждается на федеральном, нашим объединенным Политсоветом. Несговорчивость будем выжигать каленым железом, будем перекрывать все каналы, в первую очередь финансовые, будем включать все административные ресурсы, потому что это вредительство. Это мешает стране, это мешает нам.

Похоже, никто не ожидал, что Борис Немцов, этот вечный юноша, который к своему сорокаоднолетию успел побывать и губернатором Нижегородской области, и первым вице-премьером, и «преемником» Бориса Ельцина на президентском посту, но так и не сумел отделаться от множества кличек, вдруг продемонстрирует такую волю и сумеет договориться с самим Явлинским, за которым уже давно закрепился имидж «недоговороспособного».

Источники в СПС утверждают, что и Егор Гайдар, и Анатолий Чубайс, входящие в Политсовет движения, с большой долей скептицизма отнеслись к мысли о еще одной попытке объединения с «Яблоком». Немцову якобы было сказано: «Мы уже пробовали, хочешь — попробуй сам, но это пустая трата времени и сил».

Из интервью Бориса Немцова:

— А как Гайдар и Чубайс отнеслись к подписанию соглашения?
— Полная поддержка. Полная. Возможно, это кажется невероятным, но поймите — мы все люди опытные, люди прагматичные. Наша цель — амбициозная, но, на мой взгляд, выполнимая — набрать на парламентских выборах 10-12 миллионов голосов (это около 20 процентов). Если мы будем действовать в одиночку, ста мест в Думе мы не получим, а значит, гарантии прогресса в России тоже не будет. У нас у всех своя история взаимоотношений с «Яблоком», но цель объединения и осознание этой цели сводят значение личных отношений к нулю.

— Тем не менее соглашение подписали не первые лица. Это что-то значит?
— Нет. Документ подписали заместители председателя Государственной думы, люди «статусные», люди известные и у нас, и за рубежом, люди уважаемые — и Ирина (Хакамада. – «Итоги»), и Владимир Петрович (Лукин. – «Итоги»). Документ подписан в присутствии лидеров фракции. Это было предложение «Яблока», мы на него согласились.

Даже несмотря на предварительные договоренности и длительные консультации по поводу чуть ли не каждого слова в документе, переговоры между Борисом Немцовым, Ириной Хакамадой со стороны СПС и Григорием Явлинским, Владимиром Лукиным со стороны «Яблока» за день до подписания соглашения длились целых четыре часа.

Из интервью Бориса Немцова:

— Правда ли, что Григорий Явлинский чуть ли не до момента подписания соглашения активно выступал против слияния региональных организаций?
— Сейчас объясню. У «Яблока» есть устав, согласно которому член «Яблока» не может быть членом еще какой-либо организации. Это проблема, я бы сказал, юридического свойства. Но Явлинский за объединение, он осознает политические реалии, понимает, что один в поле не воин — вождистские организации уходят в прошлое. Он много раз обжигался и хочет, чтобы на этот раз все получилось. Если бы он не осознал необходимости объединения, документ просто не был бы подписан.

— Из ваших слов, что Явлинский «много обжигался и хочет, чтобы на этот раз все получилось», можно сделать вывод: уже существует договоренность о том, что Григорий Алексеевич станет единым кандидатом от коалиции на следующих президентских выборах.
— Такой договоренности нет, это даже не обсуждалось. Это не является предметом соглашения, специально обращаю на это внимание. Но и я сам, и все участники соглашения считают, что это важнейшая тема для обсуждения. Наверное, имеет смысл вернуться к ней ближе к выборам, но то, что прояснить позиции необходимо, — не вызывает сомнения. Любая ясная позиция, даже если она не совпадает с моей, мне милее, чем подковерные игры.

Кстати, все то время, что шли консультации между Союзом правых сил и «Яблоком», весьма активно муссировались слухи, что всю эту историю с объединением Немцов, мол, затеял с единственной целью — увести у Явлинского «вменяемую» часть фракции, а в идеале и партии (внутри «Яблока» — и это ни для кого не секрет — уже давно растет недовольство «глухооппозиционной» позицией лидера. Многие члены фракции считают такую модель поведения тупиковой, но, понимая, что переубедить шефа невозможно, с радостью идут на любые контакты с более «гибкими» коллегами по палате, хотя и не афишируют это. Так что слухи о переговорах руководства СПС с «яблочниками» за спиной Григория Явлинского представлялись вполне реалистичными). Поскольку прежний лидер фракции СПС Сергей Кириенко стал государевым человеком — полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе, — авторство коварного замысла приписывали злокозненной президентской администрации, которая таким образом решила наконец поквитаться с непримиримым оппозиционером Явлинским.

Из интервью Бориса Немцова:

— Слухи о том, что вы сманиваете у Григория Алексеевича людей и фактически пытаетесь отставить его от дел, не отразились на ходе переговоров?
— Во-первых, мы с Гришей знаем друг друга много лет, а во-вторых, он умный человек. Кремль очень старался нам помешать (запускалась информация, что Немцов протаскивает в «Яблоко» троянского коня, — полная чушь, конечно), но он же нам очень сильно помог своими глупыми действиями: «маски-шоу» в «Медиа-Мосте», аресты, попытка пересмотра приватизации «Норильского никеля», до этого — «Транснефть». Стало ясно, что это не случайность, а система. Стала очевидной угроза превращения России в полицейское государство. Все это по большому счету проверка на вшивость. Я опять говорю банальные вещи, но, если сейчас все приличные люди, пусть даже и недовольные друг другом, не консолидируются, у нас нет перспективы, нет будущего.

Путин — начинающий президент, начинающий политик. Он по сути начал свою политическую карьеру с президентских выборов — случай для мировой практики уникальный, и он, не ощущая никакого сопротивления, начинает, по-моему, терять чувство реальности. Я его даже не осуждаю, любой на его месте, оказавшись на вершине власти, с фактически не ограниченными полномочиями, данными ельцинской Конституцией, может потерять чувство реальности. Для того чтобы вернуть ему это чувство, среда должна сопротивляться. В этом смысле создание мощной организации, способной на это сопротивление, становится делом не только Явлинского, Немцова, Чубайса, Хакамады, но и всех людей, которые хотят работать в России, добиваться здесь успеха и чувствовать себя гражданами не второразрядной страны, а европейской державы.

Наблюдатели отмечают, что нынешний Союз правых стал возможен лишь после перехода на госслужбу прежнего руководителя фракции СПС Сергея Кириенко. Дело здесь, видимо, в том, что Борис Немцов после похода во власть в отличие от своего предшественника не горит желанием туда вернуться, а потому не считает нужным по каждому поводу делать реверансы в сторону Кремля, напоминая о готовности к «конструктивному сотрудничеству» (между прочим, та же Ирина Хакамада, разделившая с лидером фракции СПС все тяготы подготовки соглашения, считает, что «тезис о том, что «Яблоко» находится в жесткой оппозиции Путину, а Союз правых сил настроен на конструктивный диалог с президентом, — миф»).

Конечно, декларация о намерениях — еще не коалиция. В соглашении отмечается, что оно подписано, «исходя из необходимости консолидации демократических либеральных сил России, объединения усилий по укреплению в России базовых общих ценностей — гражданского общества, рыночной экономики, правового государства». Но об этой самой необходимости правые говорят все последние десять лет. Консолидироваться же и объединить усилия все как-то не получалось — личные амбиции, борьба за лидерство все время возобладали над рациональным началом.

Соглашение подписано, и, казалось бы, можно расслабиться. Но «меры по объединению» — всего лишь декларация о намерениях. До реальной коалиции еще очень далеко (Фото: Владимир Федоренко)

Из интервью Бориса Немцова:

— Попыткам объединить правых несть числа. Что вас заставляет верить в то, что на этот раз все получится?
— Впервые — я подчеркиваю это, — впервые подписан документ. Было рукопожатие Гайдара с Явлинским у Киселева в «Итогах», были скандальные дебаты Явлинского с Чубайсом, было огромное количество громогласных заявлений о необходимости объединения, но ни разу не было документа. Я хочу обратить внимание на эпохальность события — в кавычках или без, как хотите. И документ этот весьма конкретный и бессрочный. Текст его обсуждался на Центральном совете «Яблока», и Центральный совет его одобрил, есть решение. Я не представляю, как от него теперь можно откреститься.

— Но Григорий Алексеевич известен своей манерой «взбрыкивать» в последний момент. Не боитесь, что история повторится?
— (После долгой паузы) Время очень меняет людей. По себе сужу.

Один важный, умудренный опытом и хорошо знающий себе цену чиновник заметил как-то, глядя на телеэкран, где Борис Немцов давал интервью: «В белых штанах официальные делегации встречать да выдумывать утопии про пересаживание с иномарок на «Волги» — его предел». Кажется, он ошибся. Все юноши, даже вечные, взрослеют.

27.06.2000
Дмитрий Хитаров
Источник: «Итоги»

1 комментарий для “Немцов: «Если сейчас все приличные люди не консолидируются, у нас нет будущего»”

  1. Уведомление: Первые патриоты-государственники | НЕМЦОВ МОСТ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading