21.01.2019
Москва, Большой Москворецкий мост (Немцов мост)
Истории волонтеров
Путь на Немцов мост.
Моя дорога на Немцов мост заняла почти два года. Я впервые пришла на него дежурить 20 января 2017. Разные пути привели нас всех к нему. Я бы пришла ещё в 2015 году, когда эти дежурства начались, но я в то время жила далеко, в Уфе.
Что меня привело…? Чувства. Те чувства, которые я испытала после убийства Бориса. Они были настолько сильны… Чудовищность происшедшего не умещалась в голове…Боль от этой потери, а также бессильное отчаяние от той жуткой лжи и клеветы, которая лилась отовсюду, не давали больше жить, как прежде.
А на мосту в это время сложился стихийный Мемориал, начались первые погромы и первые дежурства. Каждый день начинался с того, что искала новости с моста. Переживала после погромов, очень жалела, что я так далеко и не могу быть там, в Москве, в гуще событий. Я рисовала таблички с надписью Немцов мост и вешала вместе с цветами в день рождения и в день убийства Бориса на один из пешеходных уфимских мостиков, чтобы как можно больше людей увидели ее. Люди равнодушно шли мимо, едва взглянув на табличку, а потом на меня, как на городскую сумасшедшую…
Уфа — аполитичный город. Мне очень трудно было найти там единомышленников. А жизнь шла своим чередом. И потихоньку поворачивала мой путь в Москву. Переезд получился как бы сам собой. Мы переехали под самый Новый год 2017. Морозы стояли жуткие в ту зиму. До -35, и очень продолжительное время.
Как только мы немного обустроились, я пришла на мост, узнала телефон координатора Андрея Маргулева и позвонила ему. Просто сказала, что хочу дежурить. Он мне предложил в напарницы Марину Лебедеву и 3 дня в неделю на выбор — понедельник, среда, пятница, с 10 и до 21 часа. Я выбрала все. Все три дня с утра до вечера. Марина тогда осталась без напарника в своё дежурство, и мое появление было очень кстати. В такие морозы нельзя быть одному на мосту. На дежурство бежала, боясь опоздать хоть на минуту. Старалась наверстать упущенное за два года…
Помню сильные морозы той зимой. В некоторые дни до -30, особенно ночью.
Как мы стояли? Не знаю сама… Мы с Мариной отпускали друг друга погреться по одному разу за день, боялись надолго оставлять друг друга в одиночестве. На мне была не очень тёплая курточка, я приехала как-то налегке и не взяла с собой в Москву ничего лишнего. Спасали самогревы и встречи с хорошими людьми!
А ещё помню, что часто приходила Галочка Кондрух под вечер, и приносила нам горячие чебуреки и горячий домашний бульон. Как это здорово было, на морозе есть такую вкусноту… мммм! И сразу становилось теплее..! Галочка однажды принесла нам валенки и шубу. Шубу для меня, у неё сил не было смотреть на мою лёгкую куртяшку)) Она мне очень пригодилась тогда!
Спасибо, Галя!!! Ты – настоящий друг!
Я помню, как много других людей, совсем посторонних,приходили и приносили то горячий чай с пирожками, то самогревы для нас…Это была такая трогательная солидарность незнакомых людей, всех, кому дорога была память о Борисе Немцове.
Постепенно вошла в тонкости и подробности. О погромах банды Гормоста до этого только читала и смотрела ролики в YouTub. Через неделю моих дежурств, 27 января, я застала погром, и даже два сразу. Рано утром, часов в 6, напали первый раз и все вывезли. Было дежурство, как помню, Андрея Маргулева. Дежурных забрали в полицию. Но к моему приходу портрет Бориса и немного цветов опять стояли на мосту.
Я должна была сменить Яшу Маргулева, сына Андрея. Я пришла, мы с Яшей познакомились. Было очень холодно, и Яша уже изрядно промёрз, но все никак не уходил, хоть и закончилась его вахта. Мы все разговаривали и не могли никак распрощаться. И тут подъезжает полиция, выходят из машины и подходят к Яше… забирают и увозят его в ОВД… Я спрашиваю их “За что..?”, ответа нет.
У меня небольшой ступор… Яша..! Ну почему он не ушёл вовремя? А меня, видимо, приняли за прохожую, я же новенькая. Я тут же звоню Андрею. А в это время подъезжает желтая Газелька Гормоста, из неё высыпают человек пять рабочих и забирают на моих глазах единственный портрет и пару вазонов с цветами, принесённые утром. Я очень растерялась и расстроилась неимоверно. И ругала себя, почему не сообразила взять в руки портрет хотя бы? Все произошло так быстро и неожиданно.
Второй налёт за одно утро…! Подошла Марина Лебедева, Мемориал был девственно чист… Яшу вскоре отпустили, кажется, и без составления протокола. Полицаи часто так делали в то время, чтобы к приезду банды Гормоста очистить это место от волонтёров и без свидетелей ограбить и уничтожить все.
Вскоре на мост пришёл француз Пье р Pier Heffner. Этот человек очень любит Россию, переживает за нашу страну чрезвычайно. Пьер тогда находился в Москве и посещал все протестные акции, снимая их и ведя свои репортажи. Он рассказывал, что с юности был влюблён в русскую культуру и литературу. Самостоятельно выучил русский язык. И очень переживает сейчас, что Россия теряет свою привлекательность в мире благодаря агрессивной милитаристской политике Путина, и никто больше, как он, не захочет в мире учить русский язык добровольно…. Он так искренне это говорил, с болью за мою страну..!
Он принёс первые цветы на мост – темно-красные розы. У меня сохранился этот снимок. Очень выразительный кадр — одинокий букет на мосту… Спасибо, Пьер!!!
Фотограф из меня тогда был не очень. Я просто забывала достать телефон и вовремя щёлкнуть, так была увлечена происходящим.
Это пришло позже. Уже в день второй годовщины убийства 27.02.2017 я чувствовала себя настоящим папарацци и старалась не пропустить и зафиксировать все происходящее на Мемориале.
Мост, Мемориал стали просто частью жизни. Очень важной частью.
Потом было много-много интересных дежурств, встреч с хорошими людьми, которых помню до сих пор, встретившись с ними всего лишь раз…
А ещё у меня появились новые замечательные друзья, наши волонтёры, которые так тепло меня приняли в свою команду и которые многому научили и посвятили в тонкости.
Прошло-пролетело мои два года на мосту…
И скоро четвёртая годовщина с того страшного вечера. Но эта история пока не думает заканчиваться.
Спасибо всем людям, помогающим нам и добрым словом, и хорошим делом, приносящим цветы и присылающим цветочные переводы! Без вас не было бы ничего! А жизнь Бориса после смерти продолжается!

Сочинила песню на стихи Андрея Андрей Маргулев. Это было в то время. Песня лежит “в столе”, ждёт своего часа. Я ее постоянно пытаюсь переделать, но возвращаюсь всегда к первоначальному варианту.
Тамара Луговых
Оригинал