Перейти к содержимому

Он не будет забыт Россией — как надежный и щедрый друг

11.02.2019
Вспоминая Немцова

ЖЖ Евгений Ермолин
Немцов
28 февраля 2015

Мрачная, страшная, гнилая русская ночь. Пуля достала человека, в котором было так много жизни, сколько бывает лишь у немногих людей. Тяжесть неимоверная. Он любил жизнь — как видно по итогу, безответно.
И всё же скажу, не боясь оказаться непонятым: какая это прекрасная, по нынешним временам, ослепительная смерть! Она вызывает не только слепую боль, а еще спазм горькой, но высокой печали. Ибо не всем такое дано.

Он не был солдатом, он был против войны – и умер безоружным. Но это гибель от руки врага – и это «красная» смерть на миру. На мосту Москворецком, перед спесивым Кремлем – и перед храмом Василия Блаженного, где еще блуждает в потемках эхо пламенных юродских проклятий в адрес неправедной власти.
Да и было в нем нечто безусловно юродское: отметина правдоискательства, обличительства, за что нельзя было его не любить, если только хоть как-то настроено ухо на горячую веру, непримиримую к злу.
Глухая, мутная, унылая зима замкнулась этой гибелью, сошла на нет. И случилось это – во дни печальные великого поста, как жертвой вечерней. (140-й псалом Давида: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя».)

«…И томился драгунский Пьеро, –
Всех влюбленных в тебя суеверней
Тот, с улыбкой жертвы вечерней,
Ты ему как стали – магнит,
Побледнев, он глядит сквозь слезы,
Как тебе протянули розы
И как враг его знаменит…» (Ахматова)

И даже последняя женская ласка, ласка взгляда и рукопожатья, смягчила, как просил когда-то московский поэт, горечь его рокового часа.
Он был человек моего поколения, буквально ровесник. Это, знаете ли, часто заставляет относиться к человеку по-братски даже безо всяких причин. А тем более с причинами. И вот скажу. Многое и многих забудут. От нынешней серой плесени, которая глумится сейчас по его поводу, не останется ни имени, ни титула, ни званья, — а он не будет забыт Москвой и Россией – как страстный любовник, как надежный и щедрый друг.
Вы отвергаете его, но не вычеркнете из истории — как иную, неслучившуюся возможность, как альтернативную перспективу, и не раз еще вспомните, причем очень скоро. Кому-то умаляться, а ему расти.

…И все-таки, понимая все это, чувствуешь, как уходит из страны воздух. Остается какой-то аммиак, почти что нашатырь. Чем и зачем здесь жить? Подумаем об этом завтра.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading