Перейти к содержимому

Немцов: «У меня никаких амбиций нет. Я могу уступить кому угодно, лишь бы только общее дело выиграло»

20.07.2019
История. Деятельность Бориса Немцова. Акции
Нижний Новгород, июль 1999 года

Борис Немцов:

У меня никаких амбиций нет. Просто совсем. Я могу уступить кому угодно, лишь бы только общее дело выиграло

— кто еще из политиков может искренне сказать это?

Или вот еще цитата, вполне годится для заголовка:

Очень многие политики настолько в себя влюблены, что неадекватно оценивают свою роль в российской истории

 

Страшно сказать — это было 20 лет назад.
Тогда создавалась коалиция «Правое дело» (прообраз будущей партии «Союз правых сил»), демократы были полны надежд, хотя объединение шло, как всегда, трудно. С агитационной акцией «Ты прав!» в родной Нижний Новгород приехал тогда бывший губернатор Борис Немцов и Ирина Хакамада.
Беседы и интервью шли прямо на улицах…

30 июля в Нижнем Новгороде прошла акция «Ты прав», рекламировавшая коалицию «Правое дело». Хотя в своей политической игре Борис Немцов сделал на Нижний Новгород основную ставку, родной для него город не стал стартовой площадкой для этого «самого сложного проекта в области выборных технологий», как объявили его устроители, до этого акция «Ты прав» состоялась в ряде городов Уральского региона. Б.Немцов и И.Хакамада провели встречу с нижегородскими предпринимателями, с депутатами Законодательного собрания (эту встречу вел председатель ОЗС Анатолий Козерадский), с мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым, дали пресс-конференцию. Вечером они прошли по Большой Покровской вместе с участниками акции к стадиону «Динамо», где состоялся большой концерт с участием музыкальных кумиров молодежи. То, что состоявшаяся акция была обращена именно к молодежи, гости подтвердили на своей пресс-конференции. По их словам, цель, которую они преследуют, — сделать так, чтобы ходить на выборы стало модным, чтобы власть в стране выбирали не пожилые люди, а молодежь. Главной же темой пресс-конференции стало обсуждение коалиции «Правого дела» с другими правыми движениями. По словам И.Хакамады, первый проект демократов заключался в том, чтобы в коалицию «Правое дело» объединились небольшие движения. Это удалось, и уже в начале года в блок записалось 13 организаций. С.Кириенко попросил у соратников время для обретения собственного политического веса. Этот период — с созданием и раскруткой движения «Новая сила» — успешно завершился, и недавно С.Кириенко подписал меморандум о вхождении в «Правое дело». То же сделал и лидер «Голоса России» К.Титов. Третья очередь проекта — объединение с движением «Наш дом — Россия». Если и эта часть замысла праводельцев увенчается успехом, то коалиция, по мнению И.Хакамады, встанет вровень с «ЯБЛОКОМ». По опросам, проведенным в Нижнем Новгороде, такую широкую коалицию готовы поддержать 15% избирателей. Еще один личный проект И.Хакамады — выдвижение в Думу по московскому округу. В 1995 году, провалившись на выборах со своим списком «Общее дело», Хакамада тем не менее стала депутатом столичного округа Орехово-Борисово. В 1998 году она возглавила министерство, и ее место в Думе занял генерал А.Николаев. В 1999 году И.Хакамада выходит на поединок с популярным генералом в своем округе. «У меня нет выбора, — добавила И.Хакамада, — мы приняли решение, что все лидеры «Правого дела» должны выдвигаться в округах, дабы увеличить наше представительство в Думе, освободив места следующим за лидерами «списочникам». Подтвердил свое намерение баллотироваться по Автозаводскому округу Нижнего Новгорода и Б.Немцов. Кстати, через несколько дней после этой пресс-конференции персональный оппонент Б.Немцова В.Семаго подтвердил свою давнюю мечту — побороться с ним в одном округе — «дабы дурь каждого видна была». В то же время президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин заявил, что он будет поддерживать нынешнего депутата от Автозавода Павла Веселкина: «Нас устраивает его работа, мы намерены его поддержать». Подобный расклад сил сегодня закладывает основы жестокой конкуренции в этом избирательном округе при выборах в Госдуму
Источник

 

– Борис Ефимович, вот у меня вопрос: я не очень, честно говоря, поняла, с кем вы все-таки объединились: вот, то, что с Хакамадой – понятно, а вот что касается, например, г-на Кириенко, вот, я не очень понимаю, я слышала здесь, в Нижнем Новгороде, совсем другое мнение. Вы объединились или нет?

– Я не знаю, какое мнение у нас в родном Нижнем Новгороде, я скажу факт. Факт состоит в том, что подписан меморандум, где стоит подпись Кириенко, об объединении «Правого дела», «Новой силы» и «Голоса России». То есть, объединение состоялось. Не решены два вопроса. Да, кстати, общая платформа выработана: экономическая, социальная, политическая, здесь разногласий нет.
Есть два вопроса – первый: как наше объединение будет называться? Я не считаю этот вопрос таким неразрешимым, как другие. Второй вопрос: каким образом будут формироваться избирательные списки. Эти два вопроса находятся в процессе решения, должен вам сказать, что очень большое продвижение произошло буквально на этой неделе, буквально несколько дней назад, я бы даже сказал, на закрытой встрече. Очень большое продвижение. Главный принцип, который мы исповедуем, что все объединяющиеся стороны должны иметь равные условия, а списки должны формироваться таким образом, чтобы получить максимальное число голосов. То есть, на первом месте должен быть тот, у кого максимальный уровень доверия, на втором – тот, у кого он поменьше, и так далее.

– И кто первый?
– А я уже ответил.

– А кто, конкретно?
– Социологи на этот вопрос ответят гораздо быстрей, чем политики, потому что, к сожалению, очень многие политики настолько в себя влюблены, что неадекватно оценивают свою роль в российской истории. Поэтому мы решили, чтобы этот вопрос решался на уровне опросов. Я думаю, что опросы дадут правильный, объективный результат.

– Вы уступите первое место?
– Я, знаете, я вам скажу про себя: вот, про себя я могу говорить, уже расслабившись совершенно, да? Так. У меня никаких амбиций нет, и вы в этом убедитесь скоро. Просто совсем. Я могу уступить, кому угодно, лишь бы только общее дело выиграло, на самом деле. И я это сделаю! Вот, я вам подчеркиваю, вы в этом убедитесь скоро – я это сделаю. Как раз проблема не в Немцове: если бы все были такие, как Немцов в нашей коалиции – я вас уверяю, объединение давным-давно бы состоялось. Проблема в других.

– А в ком?
– Догадайтесь с трех раз, слава богу, втроем объединяемся, так что – с трех раз догадайтесь, очень легко.

Акция «Ты прав» в Нижнем Новгороде 30 июля 1999 г.
Видео из архива Нины Зверевой.
Пресс-конференция и интервью

 

РАСШИФРОВКА
00:05–06:29. Пресс-конференция с Бориса Немцова и Ирины Хакамады.
(Рабочие материалы)

00:00–01:55. БН.: …С крестьян, с рабочих, с интеллигенции и так далее. Мне кажется, это гигантская ошибка. Реформы надо начинать с власти. До тех пор, пока власть сама не почувствует себя ответственной… <Нет звука> к своим собственным обязанностям, говорить о процветании России бессмысленно. Нужна реформа власти, мы ее предлагаем: компактная госмашина, немаленькие зарплаты, потому что маленькие зарплаты – это катастрофа, я вам точно говорю, определенные гарантии социальные для тех, кто работает, ограничение по возрасту для высших должностных лиц, в первую очередь для президента, в первую очередь. Я думаю, что и для губернаторов надо такие ограничения ввести, ничего страшного не будет. Это важнейший, пожалуй, принцип. И, наконец, те прозрачные действия власти, о которых мы говорили, работая в правительстве, то есть: запрет на раздачу денег иначе, как по конкурсу, запрет на раздачу имущества иначе как на открытых продажах и аукционах <по интернету?>
Первый вопрос – это по поводу земли. Вы знаете, закон о земле я считаю первоочередным, его надо…
…Точнее, их отсутствие. Средний возраст людей, живущих в сельской местности, далеко за 40 лет. Мы не поднимем никогда село, пока такая будет ситуация, поэтому госпрограмма поддержки тех кадров, которые, несмотря на невзгоды, поедут в сельскую местность …

… «Ваше отношение к лужковско- <нрзб.> господину…»
…Сейчас, подождите, просто это у нас внутренние тут разборки…

01:55. Ирина Хакамада:
Ты разбирайся, я пока отвечу. Перспектива <соотношения> «Вся Россия» построена, фактически, этого диалога итог. И Примаков, они займут очень серьезную позицию в центре, могут взять до, там, 20–25% голосов, и таким образом составить серьезнейшую конкуренцию коммунистам. Поэтому у левой оппозиции в новом парламенте шансы сокращаются, и, во всяком случае, они могут как максимум набрать то, что набрали на прошлых выборах, а вообще всё это… Это серьезное представительство губернаторского лобби, если оно в парламенте берет центристскую позицию, это намного лучше, чем большинство коммунистов. С таким парламентом уже можно работать <нрзб.>

Теперь, справа, что у нас возникает: по всем вопросам, последовательно рыночных избирателей, то есть, людей, которые занимают… Вот таких, жестко голосующих за демократов, около 18–20% справа. <Нрзб.> голосов набирает «Яблоко», традиционно <нрзб.> происходит, никто не делит голоса – это вот будущая коалиция, которая окончательно будет сформирована к концу августа. Поэтому я оцениваю, что, например… В 95-м году правые… казалось, что делать вообще ничего нельзя. Я возлагаю большие надежды, что несмотря … с максимально большим количеством фракций. Как это ни странно звучит. Вот такой парламент сможет работать более позитивно, прежде всего, с законами, продвигающими экономику к рынку. Поэтому шаг…

03:45–04:31. БН.: Я думаю, мы должны идти с Лужковым рука об руку. Но, тем не менее, у нас есть довольно существенные разногласия с Лужковым, связанные с тем, как он видит будущее России. Юрий Михайлович верит в то, что…

…Ну, просто есть такая европейская <нрзб.>, есть росси<нрзб.>
…Я скажу свое личное мнение, мы не определяли позицию по отношению к Новодворской, правда, я скажу свое личное мнение. Слушать ее просто одно удовольствие. Я единственное, что могу сказать, что, конечно, праворадикальная позиция, как вы ее называете, она политического бу<…>

04:31. Ирина Хакамада: <Нрзб.> отвечать на этот вопрос. Есть отдельные люди. А такие вещи, революционно-героические, которые <нрзб. > на баррикады <нрзб.> не создают, они…
…И ни в коем случает правых радикалов и национал-радикалов, вот с этими мы будем бороться до конца, упорно, и делать все возможное.

05:01. [Выступление с места с критикой: о коммерческих банках периода губернаторства Немцова].

05:35–05:42. БН: Понятно. У меня просьба к вам: задавайте вопросы конкретней, конкретные.
Ваше детище ТПЗ, что принесло областному бюджету, сколько там предпринимателей работает, и что они делают <нрзб.>… хотелось бы спросить вас.
Скажите, по-моему, вопрос <нрзб.> Давайте… два. Первое: в мою бытность не было ни одного банка… с областной собственностью, чтобы было понятно. Таким образом, губернатор не участвовал в создании <банков?>, что касается нижегородского <телевидения? нрзб.> … умершего, то там городская … моя роль была в том, что оно существовало, с самого начала.

06:19. Ирина Хакамада: …Государств, они сменят нас, поэтому они должны понять, что они сейчас правы, занять какую-то активную позицию, потому что пассивная позиция…



 

06:29–13:37.
Интервью Бориса Немцова нижегородским журналистам.

…Вот, еще так вот есть. Ты вообще <нрзб.>
Работаем?

– Можно первый вопрос? Вы вот не считаете, что ваш приезд, эта акция «Ты прав» как-то странно выглядит в свете того, что Центризбирком сказал, что до 19 августа никаких предвыборных акций не проводить, это как?

– Дело в том, что, если следовать вашей логике, то надо немедленно снять с дистанции Лужкова, Жириновского, коммунистов и всех остальных. Потому что все рекламные плакаты по поводу этих организаций, плюс выступления бесчисленные на телевидении – говорит само за себя. Цель нашей акции не агитировать, чтобы голосовали за «Правое дело», ни в коем случае, а цель нашей акции привлечь молодых людей на избирательные участки, при этом имея в виду, что они могут голосовать за кого угодно, но на выборы они прийти обязаны. И это не агитация за «Правое дело», так что мы законодательство чтим, мы законопослушные люди, мы считаем, что все должны соблюдать закон, и, исходя из российского законодательства, мы и действуем.

– И второй вопрос. Вот, вы сказали, что, если молодые придут на избирательные участки, а пожилые люди останутся дома, то, значит, у нас все будет хорошо. Помните, такой же призыв Мирного (?) к депутатам, вернее…

– Не, это не призыв. Это не призыв, это социологические исследования, здесь никакого призыва нет. Просто, когда проводят социологические исследования по поводу выборов, то оцениваются респонденты по возрасту. И социологи – это никакой не призыв, я, наоборот, хочу, чтобы пришли все на выборы, в том числе и моя мать, пенсионерка чтобы пришла тоже на выборы – я хочу просто сказать, что исследования социологические показывают, что предпочтения молодых избирателей приведут к власти, действительно, достойных людей.

– И все будет хорошо.
– Не то, чтобы все будет хорошо, но будет лучше, так скажем, лучше.

– Борис Ефимович, вот у меня вопрос: я не очень, честно говоря, поняла, с кем вы все-таки объединились: вот, то, что с Хакамадой – понятно, а вот что касается, например, г-на Кириенко, вот, я не очень понимаю, я слышала здесь, в Нижнем Новгороде, совсем другое мнение. Вы объединились или нет?

– Я не знаю, какое мнение у нас в родном Нижнем Новгороде, я скажу факт. Факт состоит в том, что подписан меморандум, где стоит подпись Кириенко, об объединении «Правого дела», «Новой силы» и «Голоса России». То есть, объединение состоялось. Не решены два вопроса. Да, кстати, общая платформа выработана: экономическая, социальная, политическая.
<И здесь нет разногласий> Есть два вопроса – первый: как наше объединение будет называться? Я не считаю этот вопрос таким неразрешимым, как другие. Второй вопрос: каким образом будут формироваться избирательные списки. Эти два вопроса находятся в процессе решения, должен вам сказать, что очень большое продвижение произошло буквально на этой неделе, буквально несколько дней назад, я бы даже сказал, на закрытой встрече. Очень большое продвижение. Главный принцип, который мы исповедуем, что все объединяющиеся стороны должны иметь равные условия, а списки должны формироваться таким образом, чтобы получить максимальное число голосов. То есть, на первом месте должен быть тот, у кого максимальный уровень доверия, на втором – тот, у кого он поменьше, и так далее.

– Так кто первый в вашем списке?
– А я уже ответил.

– А у кого, конкретно?
– Социологи на этот вопрос ответят гораздо быстрей, чем политики, потому что, к сожалению, очень многие политики настолько в себя влюблены, что неадекватно оценивают свою роль в российской истории. Поэтому мы решили, чтобы этот вопрос решался на уровне опросов. Я думаю, что опросы дадут правильный, объективный результат.

– <Вы уступите первое место?>
– Я, знаете, я вам скажу про себя: вот, про себя я могу говорить, уже расслабившись совершенно, да? Так. У меня никаких амбиций нет, и вы в этом убедитесь скоро. Просто совсем. Я могу уступить кому угодно, лишь бы только общее дело выиграло, на самом деле. И я это сделаю! Вот, я вам подчеркиваю, вы в этом убедитесь скоро – я это сделаю. Как раз проблема не в Немцове: если бы все были такие, как Немцов в нашей коалиции – я вас уверяю, объединение давным-давно бы состоялось. Проблема в других.

– А в ком?
– Догадайтесь с трех раз, слава богу, втроем объединяемся, так что – с трех раз догадайтесь, очень легко.

– А что касается региональных списков – вот, здесь есть Лихачев – ну, «Новая сила», есть Котюсов – кто здесь будет первым?
– Последовательность действий следующая: значит, сначала определяется федеральный список, а потом, в существенной степени с принципами федерального списка, будут формироваться региональные. В существенной степени. Нам пока вопрос надо в Москве решить, согласитесь.

– Борис Ефимович, Нижний назвали своей родиной. То, что вы здесь жили, работали – помогает «Правому делу» сейчас или нет, в Нижнем?
– Безусловно. Безусловно. Во-первых, это мне очень сильно помогает – я себя чувствую здесь дома, у меня огромное количество здесь друзей, сторонников, и мне как лидеру «Правого дела» это, конечно, помогает. Я считаю, что Нижний как город, где, во-первых, край непуганых журналистов, до сих пор сохранившийся, а во-вторых, как место, где очень много талантливых и умных людей, и честных, должен стать опорой «Правого дела».

– И последний, может быть, вопрос. Все-таки, вот эта акция, мероприятие – как правильней бы его назвать и какие цели оно преследует?
– Главная цель – сделать так, чтобы молодые люди не отдали свою страну в руки негодяям. Это главная цель. Это можно сделать активным путем, непосредственно участвуя в политической жизни, либо пассивным – придя на выборы. Главная цель – чтоб не 5% пришли на избирательные участки молодых людей, как, к сожалению, происходит до сих пор. Хотя бы процентов 50. Если мы этого добьемся – я считаю, что акция успешна. Если нет, то, значит, плохо. Кстати, плохо будет для молодых, в первую очередь. Им же жить в XXI веке.

– То есть, вы считаете, просто придут люди на концерт, послушают…
– Я, вообще, знаешь, что считаю, Влад? Я считаю, что должно стать модным ходить на выборы. Вот, модным, понимаешь? Пока вот такой моды в стране не будет – будет то, что мы имеем. Сначала избрали – а потом 98% против. Вот, избрали – а потом 98 против. Это же парадокс нашей современной истории, правильно?

– Это тоже, кстати, играли тогда – 98%.
– Что вы хотите сказать?

– Ну, я имею в виду – «Голосуй сердцем»…
– Да, кстати, по поводу голосования сердцем. Вот, полстраны проехали – вы знаете, главный, вот, вывод. Помимо того, что огромная социальная напряженность, безработица, много бедных… Главный вывод не в этом. Люди гораздо реалистичней смотрят на жизнь, на будущее, на политиков, на мир вообще. И это обнадеживает. Это значит, что они будут голосовать, в основном, не сердцем, а, я надеюсь, головой. По крайней мере, в это очень хотелось бы верить. Это такое отрезвляющее… процесс, который в конце нашего века происходит, он пойдет на пользу всем.

– Вы, вот, аналогий не видите прямых между вот этими акциями – «Голосуй или проиграешь» и вот, вашей «Ты прав»?
– Вы знаете, по поводу 96-го года я могу так сказать…


13:38–17:25. Интервью Ирины Хакамады
– Ирина Муцуовна, скажите пожалуйста, все-таки, приезд в Нижний Новгород, родину Бориса Немцова, это удобно для «Правого дела», или в чем-то мешает?
– Это самое сложное, на самом деле, потому что Борис Немцов долгие годы провел здесь в качестве губернатора, и спрос с него огромный, и автоматически это спрос и со всего «Правого дела». То есть, в Нижнем Новгороде диалог более жесткий, и более серьезный даже, чем во многих областях «красного пояса».

– Тем не менее, вы сюда приехали.
– Ну, мы считаем, что Борис Немцов, на самом деле, был выдающимся губернатором. Очень много интересного, что, может быть, было начато здесь, и даже здесь не получилось, оно пошло волной по всей России. Ну, если вы вспомните, например, первые шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства, здесь впервые была введена система пакетного бесплатного регистрирования, когда просто можно было за три часа создать собственное предприятие. Здесь впервые в знаменитую Нижегородскую Ярмарку был включен очень серьезный сектор малого и среднего предпринимательства. Здесь впервые попытались ввести так называемые «немцовки» для того, чтобы решить проблему с оборотными средствами для области. Я думаю, что еще очень много новых идей пошло отсюда, поэтому мы обязаны здесь побеждать. Мы обязаны здесь продемонстрировать, что те, кто были у власти, они не только отвечают за все свои ошибки, но и принесли очень много нового, позитивного.

– Тем не менее, вот, акция, которая сегодня проводится, концерт – что это такое? Как обозвать правильно это мероприятие?
– Это мероприятие следующее: мы хотим, чтобы молодежь проснулась. Мы фактически работаем для всех демократических партий, а не только для себя, потому что от прихода молодежи зависит, фактически, состав парламента. Они, в силу своего образа жизни, все равно не хотят в прошлое. И даже несмотря на все трудности, они готовы их преодолевать и двигаться вперед. Но они очень пассивны, молодежь – это молчаливое большинство. И это первый шаг для того, чтобы просто им напомнить, что, ребята, у вас есть капитал – у вас есть голос. И ваш голос, он всегда правильный голос, потому что вы объективно, будучи молодыми, хотите Россию видеть новой в XXI веке. Проснитесь! Определите свою позицию и голосуйте, неважно, за кого, но приходите и голосуйте.

– А вы у себя определили, вот, в списке партийном – кто у вас на каком месте будет стоять?
– Сейчас, как вы знаете, второй этап закончился объединительный. Первый этап – это 13 партий коалиции «Правое дело», второй этап – это коалиция с «Новой силой» Кириенко и «Голосом России» Титова, третий этап – мы надеемся, это объединение с Владимиром Рыжковым в виде обновленного НДР. Поэтому мы сейчас не можем определять первую тройку, мы должны закончить все три этапа коалиционные, и только после этого мы будем определять по одному простому принципу: от каждого большого блока, вошедшего в коалицию, должен быть один представитель, а места должны распределяться в зависимости от рейтинга доверия избирателей к этим политикам.

– Извините, у меня вот какой вопрос. В 95-м году, если вы помните, вы приезжали в Нижний Новгород вместе с Евгением Бушминым. И тогда, я даже запомнила, шла речь о господине Федорове. То есть, вы тогда говорили, что союз 12 декабря развалился, а <нрзб.> Он изменился…

– Нас всех жизнь потрепала очень сильно, поэтому…

Обрыв записи.

18 июля 1999 года
Коалиция «Правое дело» начала общероссийскую молодежную акцию «Ты — прав!». Утверждение явно относится не к Борису Ельцину, которому часто и справедливо говорилось противоположное. «Ты — прав» — так написано на плакатах, на майках, которые будут раздавать активисты движения во время концертов на стадионах больших городов. Акция будет очень похожа на ту, которую проводили имиджмейкеры Бориса Елоьцина в период президентской кампании. И в этом смысле слова на майке целиком соответствуют истине: «Борис, ты — прав, устраивая шоу для молодежи!». Помните: «Голосуй, а то проиграешь!»

В рамках акции лидеры коалиции посетят сначала четыре крупных областных центра, где состоятся концерты с их участием, а также встречи с руководителями регионов, федеральными и региональными СМИ, представителями общественности. Первый город — Ярославль. Далее график такой: 23 июля – Пермь, 24 июля — Екатеринбург, 25 июля — Челябинск. И, конечно, Петербург и Москва.
Источник

Оригинал
Расшифровка — Алена Голубева

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading