Перейти к содержимому

Борис Немцов возглавил борьбу с олигархией

10.12.2019
История. Деятельность Бориса Немцова, вице-премьера
Март 1998 года
Пресса

Круглый стол Немцова
18 марта 1998 года

Клуб любителей фантастики
Борис Немцов возглавил борьбу с олигархией

Годовщину своего пребывания на посту первого вице-премьера Борис Немцов отметил новой ролью в публичной политике. Он решил стать борцом с олигархией. Вчера в Президент-отеле он провел «круглый стол» под названием «Будущее России: демократия или олигархия». Все присутствовавшие признали, что олигархия в России есть. Но как с ней бороться, толком никто не знает.

Высказаться по поводу будущего России Борис Немцов пригласил представителей демократических кругов — ученых, политиков, государственных деятелей, политологов, руководителей СМИ. Были приглашены и те, кого думская фракция КПРФ записала в олигархи — Владимир Виноградов, Александр Смоленский, Владимир Гусинский, Виталий Малкин, Борис Березовский, Михаил Фридман, Владимир Потанин. Никто из них на заседание стола не пришел, но по уважительным причинам: Березовский, например, лечится после падения со снегоката в Швейцарии, Фридман обещал быть, но ему помешала командировка, а Потанин неожиданно заболел (это, правда, не помешало ему быть вчера на работе).

Разговор об ужасах олигархии начался с короткого заявления Немцова о том, что в России завершается формирование системы олигархического капитализма. Требуются, разумеется, антиолигархические реформы. Которые, правда, без широкой поддержки общественности обречены на провал. Присутствующих Борис Немцов попросил ответить на три вопроса: кто правит в России, какие политические силы могут содействовать демократии и какие возможны программы действий.

Нетрудно догадаться, что на обсуждении первого вопроса застряли надолго. Андраник Мигранян, не называя имен, признал, что Россией правят именно олигархи. Правда, руководитель фонда «Политика» Вячеслав Никонов тут же возразил, что не считает наш капитализм строго олигархическим: «В порядочных олигархических государствах олигархов не снимают и не назначают, олигарха нельзя убрать с поста, как это у нас бывает». Тем не менее все выступающие сошлись на том, что правит Россией нечто, «похожее на олигархию».

Против борьбы с новым злом выступил только главный редактор журнала «Итоги» Сергей Пархоменко. Его речь свелась к тому, что если не будет олигархов, то его журнал от государства ничего хорошего не дождется.

Относительно того, какие политические силы могли бы послужить демократии, было несколько мнений. Ирина Хакамада, естественно, видит демократическую альтернативу в появлении среднего класса. На его становлении элита и должна, по ее мнению, консолидировать свои силы. А Олег Румянцев надеется вдохнуть новую жизнь в «идею третьей силы». Третьей силой, по его мнению, вполне могут стать Немцов или Лужков.

Увидеть в Борисе Немцове лидера борьбы против олигархии были готовы далеко не все из присутствующих. Виталий Третьяков, например, видит в этой роли лидера «Яблока» Григория Явлинского. А тем реформаторам, которые сейчас хотят изменить режим, он не верит — потому что как раз они этот режим и создавали.

Борис Немцов на протяжении всей дискуссии был очень оживлен, внимательно всех слушал, комментировал. После четырех часов разговоров он резюмировал, что недовольство состоянием общества может стать объединяющей силой.

На вопрос, кого же сам первый вице-премьер считает олигархами, Борис Немцов ответил прямо: «Фамилии никакого значения не имеют. Березовский это или Потанин, Фридман, Гусинский — неважно. Имеет значение только система, при которой бюрократия сращивается с бизнесом».

А вот фамилии борцов с олигархией, по мнению Бориса Немцова, имеют очень большое значение. И он открыто заявил, что готов — один или с соратниками — к этой борьбе. Порадовался началу полемики, предложил всем желающим подписать обращение о начале борьбы с олигархией и сказал, что «антиолигархи» должны собираться периодически. Дата следующего заседания пока не определена.
ОЛЬГА Ъ-ПЕСТЕРЕВА, ИРИНА Ъ-ШКАРНИКОВА
Kommersant


Приглашенные Борисом Немцовым на «круглый стол» «Будущее России: демократия или олигархия»

Михаил Фридман, Альфа-банк
Владимир Потанин, ОНЭКСИМ-банк
Александр Смоленский, СБС-Агро
Владимир Виноградов, Инкомбанк
Владимир Гусинский, Мост-банк
Виталий Малкин, банк «Российский кредит»
Борис Березовский, предприниматель
Kommersant


Разговоры об олигархии популярны в России. С олигархией борется не только первый вице-премьер Борис Немцов, но и первый вице-премьер Анатолий Чубайс. Олигархии начинает бояться российское общественное мнение — не очень, правда, понимая, что имеется в виду.

В Древней Греции было все понятно. Если дела государства решало общее собрание граждан, это считалось демократией. Если всем управляла небольшая группа вождей, это считалось олигархией — «властью немногих». В современном мире все несколько сложнее. Вряд ли можно считать, что в процветающих западных демократиях дела решаются общим собранием граждан. Там демократию нужно понимать как власть закона и гарантированность прав каждого. Проблема олигархии не стоит на повестке дня, пока есть законы и права граждан.

Когда в России говорят об олигархии, явно имеется в виду группа крупнейших российских финансистов, которые могут подчинить себе государство и начать всем управлять. Но это все чрезвычайно туманно. Откровенно говоря, в истории трудно найти примеры, когда в какой-нибудь стране к власти приходила группа финансистов. Диктатур было сколько угодно, индивидуальных и коллективных. Но диктаторами были отнюдь не финансисты. Финансисты всегда пытаются использовать государство в своих интересах: демократическое государство — в рамках демократических процедур, диктаторское государство — в рамках личных взаимоотношений с диктаторами. Иногда использование государства приносит ощутимую выгоду. Американские корпорации успешно пользуются своей финансовой мощью в политической жизни, и правительство не забывает об их интересах. Крупные фирмы в азиатских странах с режимами не совсем демократическими богатеют на своих связях с государством. Но иногда использовать государство не удается. Налоговые законы большинства демократических западных стран не особенно благоволят к сверхбогатым людям. А у диктаторов к ним рано или поздно возникает зависть и неприязнь.

Российские финансисты, безусловно, сейчас развернули активную политическую борьбу. Но это не столько борьба за власть, сколько борьба за безопасность свою и собственного капитала. Они борются и друг с другом, и со своими врагами в госаппарате. Но финансисты в трудном положении. Даже став коллективными правителями, они себя не обезопасят — просто станут еще ожесточеннее бороться друг с другом. Приведя к власти диктатора, они не обезопасят себя тем более. Так что любые формы олигархии крупным финансистам просто невыгодны. Хотелось бы сказать, что им выгодна демократия — единственное, что дает безопасность и стабильность. Но всем ясно, что демократию за деньги не купишь. И финансисты тратят деньги на борьбу. Пугая общественное мнение.
ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Kommersant

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading