Перейти к содержимому

Немцов мечтает вернуться в большую политику и на Байкал

14.09.2020
История. Интервью с Борисом Немцовым
Корреспондент Дмитрий Матвеев, Москва — Улан-Удэ.

 

Фото «Номер один» в Улан-Удэ (архив) № 6 от 11 февраля 2004 года

При содействии клуба региональной журналистики «Открытая Россия» корреспондент «Номера один» встретился с бывшим сопредседателем Союза Правых Сил Борисом Немцовым. Узнав, что я из Улан-Удэ, Немцов с улыбкой закивал головой: «Да-да-да, это где самая большая голова Ленина в мире!» и как-то мечтательно добавил: «И Байкал…»

Корреспондент: Борис Ефимович, чем Вы объясните беспрецедентное поражение СПС?

Борис Немцов: На мой взгляд, были две крупные причины. Первая — это не созданная коалиция с «Яблоком». Должен вам сказать, что мы ее могли создать всерьез ровно год назад. Год назад я убедил Чубайса уйти из коалиции в случае, если она будет создана. Однако лидер «Яблока» по каким-то причинам от союза с нами отказался.

Вторая причина: отсутствие внятной позиции. Кто выиграл выборы? «Единая Россия». У «Единой России» была позиция: «Мы за Путина, что бы он ни делал». Ясная позиция. Народ это понимает. Жириновский: «Мы за бедных, мы за русских». Очень понятно. Глазьев с Рогозиным: «Чубайса в тюрьму, олигархов тоже, ренту повысить, все раздать». Очень понятная позиция: отнять и поделить. И всех при этом посадить. Теперь СПС и «Яблоко». С одной стороны, мы за Путина. Он проводит международную политику, он подтянутый, спортивный. С другой стороны, мы против, поскольку он у нас в стране строит авторитарный режим. С одной стороны, с другой стороны — так не бывает в политике.

Корреспондент: Не было ли у Вас мысли усилить работу в регионах?

Борис Немцов: Сегодня центр политической жизни выдавливается из Москвы. В Москве полностью выжженная политическая поляна. Здесь нет политики. Нет парламента. 306 депутатов «Единой России». Им запрещено общаться с прессой. Совет федерации давно перестал существовать. В регионах идут выборы по партийным спискам. В этом году выборы будут в 37 регионах. Ближайшие четыре года мы будем работать именно в регионах.

Корреспондент: Планируете ли вы вернуться в большую политику?

Борис Немцов: Мне представляется, что работать в рамках политических партий сейчас абсолютно не продуктивно. На мой взгляд, гораздо более значимы и важны комитеты. Например, недавно созданный «Комитет-2008».
Какова моя роль в будущей демократической оппозиции, мне неведомо. Я не исключаю для себя возврата в политику. PR-служба ЮКОСа по просьбе Ходорковского как-то провела исследование, сколько «стоит» моя известность. Взяли все мои выступления на центральном телевидении, в газетах, на Западе, умножили на рекламные расценки. Получилась цифра: 350 миллионов долларов США. А это уже что-то.
Публичных политиков в России, особенно в путинской, очень мало. Новых лиц практически нет. Это не входит в планы нынешней власти. Бывают исключения. Появился Глазьев, Рогозин. И то они появились благодаря Кремлю. Это кремлевский проект. Так что публичный политик — это бренд. Бренд стоит денег и сил. И уходить так просто из политики — это, наверное, неправильно.

Корреспондент: Кстати, о Ходорковском. Скажите, пожалуйста: как, по-вашему, разрешится ситуация вокруг ЮКОСа и его бывшего главы?

Борис Немцов: В Америке есть такой термин, называется «юкосизация». Это превращение бандитской компании в открытую международную, с хорошей репутацией. Такое слово есть в английском языке. Это Ходорковский. Он понял, что быть честным — это выгодно. Вслед за ним пошел российский бизнес. В этом смысле он пионер. Я с ним говорил за неделю до его поездки по стране и ему задал несколько вопросов.
Первый вопрос: «Готов ли он сидеть?» Ответ: «Да, готов».
Второй вопрос: «Готов ли он умереть?» Они же его будут уничтожать. Это «серьезные люди». Он, честно говоря, замялся по этому поводу. Сказал: «Я не умру, я здоровый», имея в виду, что он переживет это все.
Он смелый парень. Честно говоря, я больше таких не видел. Так что мы должны пожелать ему здоровья. Я считаю, что как граждане мы должны все сделать, чтобы его освободить до решения суда.

Корреспондент: Разделяете ли вы мнение, что нашей стране угрожает тоталитаризм?

Борис Немцов: Для меня лично свобода и искренность имеет значение, и я надеюсь, что есть миллионы людей, для которых это тоже имеет значение.
Я вам скажу честно, что у нас в стране такая фаза, что все ценности, которые я разделяю, страну не очень интересуют. Это проблема. Например, мои коллеги из «Яблока» говорят: «Раз народ не интересует тема демократии и свободы, то нечего настаивать на этих ценностях». Люди думают: ну и что, что Ходорковского посадили. А нас не посадят. Ну и что, что НТВ закрыли, а я все равно получаю информацию, у меня есть Интернет.
Я считаю, что это неправильно. Я изучал современную историю Казахстана, Белоруссии. Они абсолютно так же жили, как мы. Они безразлично относились к свободе. Сейчас они только об этом и думают.

Корреспондент: Что ж, спасибо, Борис Ефимович. Приезжайте к нам в Бурятию, на Байкал!

Борис Немцов: Ой, вы знаете, Байкал — это ведь моя мечта. Глядишь, как-нибудь и соберусь, спасибо за приглашение. А люди у вас там живут хорошие. Честные люди. Счастья вам!
Источник: Байкал-Инфо

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading