Перейти к содержимому

Немцов: «Мы подали этот иск в Страсбург»

25.09.2020
Интервью с Борисом Немцовым
Страсбург, июнь 2010 года

Новые известия
Политик Борис Немцов
24 июня 2010 года

Вчера (23 июня 2010 года), находящийся в Страсбурге сопредседатель движения «Солидарность» Борис Немцов встретился с представителями либеральной фракции Европарламента и верховным комиссаром Европейского совета по правам человека Томасом Хаммарбергом. На этих встречах обсуждалась жалоба российского политика, поданная им накануне в Европе

– Борис Ефимович, если вы обращаетесь в Европейский суд по правам человека, выходит, все возможности для изменения судебного приговора в России исчерпаны?

– Можно считать, что да.

– Почему решили подать жалобу в ЕСПЧ именно сейчас?

– Ну, смотрите, у нас есть на руках решения Замоскворецкого и Московского городского суда. В этих решениях есть позитив, состоящий в том, что нас попросили изменить только одну фразу, а штраф был значительно меньше заявленного. Но есть и негатив. Он в том, что оштрафован не только я, но и газета «Коммерсантъ», с которой мы до конца вместе участвовали в этом процессе. Мы считаем, что московские суды нарушили три статьи Европейской конвенции по правам человека, а именно: статью шестую (право на справедливый суд), десятую (право на предоставление собственного мнения) и восемнадцатую (пределы использования ограничений в отношении прав).

Первая из них гласит о том, что каждый гражданин имеет право на беспристрастный и объективный суд. Но какой же он беспристрастный и объективный, если я не помню ни одного дела, начатого Лужковым, которое бы он проиграл? Дело не только во мне: были Леонид Гозман, Борис Надеждин, теперь Владимир Жириновский. Сейчас Европейский суд попросил Россию предоставить ему все судебные решения, касающиеся Лужкова. Если ЕСПЧ убедится, что московский мэр выиграл все суды, то говорить о беспристрастности столичного правосудия будет весьма затруднительно. Десятая статья конвенции говорит о том, что каждый человек может высказывать свою точку зрения и имеет право на свое мнение. Эта статья была нарушена в том, что Замоскворецкий суд заставил меня отказаться… от собственного мнения. Восемнадцатая статья тоже очень интересна. Она говорит о том, что действия властей не могут носить характер устрашения. Действия Лужкова, когда он требует со всех миллионные выплаты, такой статье противоречат. Эти действия мы расцениваем как сигнал обществу: если вы будете меня критиковать, я вас всех разорю либо поставлю в тяжелое финансовое положение. Мы считаем необоснованными и запредельными суммы штрафов, которые пришлось заплатить. Поэтому мы и подали этот иск в Страсбург.

– Иск в Страсбургский суд подан вместе с «Коммерсантом» или отдельно?

– Мы подали иски отдельно, но в дальнейшем хотим, чтобы это дело было объединено в одно.

– Известны ли вам прецеденты таких обращений в ЕСПЧ ранее?

– От политиков моего ранга, скорее всего, нет. Тем более я не слышал, чтобы какая-то из крупнейших бизнес-газет делала нечто подобное. Так что можно считать это прецедентом.

– Какова процедура в данных случаях? Как долго может длиться процесс рассмотрения вашей жалобы?

– На этот вопрос никто не знает ответа. Есть практика, что через год дело рассматривается по существу, есть практика, что через два. Поскольку Европейский суд уже заинтересовался деятельностью господина Лужкова и его жены и уже запросил у России все решения по тяжбам мэра, есть шанс, что наше обращение будет рассмотрено без особой затяжки.

– Каким может быть решение? И идет ли речь о материальной компенсации?

– Мы (лично я и газета «Коммерсантъ») хотим, чтобы нам был возвращен штраф в общей сложности в миллион рублей.

– Возвращен Лужковым или государством?

– В случае положительного для нас решения в Страсбурге вернуть эти деньги нам будет должно, согласно существующей практике, государство. Если правительство и гражданин Лужков сделают взаимозачет, то будет очень даже неплохо. Я свои деньги перевел на личный счет Юрия Лужкова в конце апреля. Всего у Страсбургского суда, по мнению экспертов, есть несколько возможных решений. Они могут признать штраф незаконным. Если будет заявлено, что была нарушена шестая статья конвенции, они могут принять решение о пересмотре дела. Если будет доказано нарушение восемнадцатой статьи, возможно, это тоже штраф. Но во всем этом разбирательстве в Страсбурге куда больше любых штрафов пострадает имидж мэра Лужкова.

– Вызывают ли реакцию подобные процессы непосредственно в Страсбурге?

– Я встречался здесь с депутатами от либеральной фракции Европарламента и верховным комиссаром Европейского совета по правам человека. Их очень заинтересовал мой доклад. Стоит отметить, что своими действиями московский мэр вызывает в Европе нешуточный интерес.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading