Перейти к содержимому

Немцов: «Прежде чем требовать от других затянуть пояса, надо начинать с себя»

17.06.2019
История. Интервью с Борисом Немцовым
Июнь 1998 года

«Комсомольская правда»
© Информационный сервер Б. Немцова, 1998
Б.Немцов: «Лучше быть банкротом, чем безработным»
02.06.1998

Один из лидеров нового кабинета и хорошо знакомый всем первый вице-премьер старого правительства дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

— Президент объявил, что правительство переломило ситуацию, и значит, финансовый кризис миновал, рубль спасен от девальвации?

— Самое опасное, наверное, уже позади. Но кризис не преодолен. Для того чтобы его преодолеть, надо жить по средствам.

— Говорят, финансовую лихорадку спровоцировали 3-4 игрока на бирже, а председатель Центробанка Дубинин считает, что был просто заговор…

— У меня скучная версия: кризис был предопределен гигантским госдолгом, большими обязательствами, которые копились начиная с 1960 года, когда Хрущев в первый раз занял денег для покупки зерна за границей.

— Значит, виноват Никита Сергеевич?
— Нет. Каждый следующий правитель увеличивал масштабы госдолга. И наконец наступил такой момент, когда внешний и внутренний долг страны достиг угрожающих размеров.

А разговоры о заговорах… Не было бы этих трех-четырех биржевых игроков — нашлись бы другие.

— Правительство собирается, как сказал премьер Кириенко, заставить страну жить по средствам.

— Серьезность намерений нынешнего правительства затянуть пояса продемонстрировал премьер, когда предложил сократить расходы на Думу, Совет Федерации, президентскую администрацию, Счетную палату. По-моему, яснее некуда. Экономия составит более 500 миллионов новых рублей.

— Но эта сумма не спасет.
— Прежде чем требовать от других затянуть пояса, надо начинать с себя. Каждый губернатор, каждый мэр должен сделать то же самое.

— Собственность Управления делами президента, оцениваемая в миллиарды долларов, по-прежнему остается «священной коровой»?

— Сейчас непосредственно этим занимаемся. На подписи у премьера лежит решение о продаже, например, комплекса «Дагомыс», находящегося на балансе у администрации президента. Будет принято решение также о более эффективном использовании загрансобственности. Власть должна получать гораздо больше доходов со своей недвижимости. Огромное количество людей кормится сдачей в аренду этой собственности. Именно поэтому сейчас проводим инвентаризацию заграничного наследства, доставшегося от СССР.

— На последнем заседании грозной ВЧК так и не появились самые крупные налогонеплательщики — естественные монополии. Не удалось их прижать?

— Просто они пообещали заплатить все до копеечки. И к их чести, слово свое держат. Хотя, конечно, есть конфликт интересов — они стремятся оставить деньги у себя, а мы хотим, чтобы налоги шли в бюджет. И больше никого уговаривать не будем. Нефтяные компании, продающие нефть за границу, с 1 июля лишаются экспорта, если не погасят долги в бюджет.

На последней ВЧК уже принято решение об ускоренном банкротстве нескольких предприятий. Рабочих никто не увольняет. Просто создается новое АО, где акционерами становятся кредиторы. Поскольку государство, как правило, главный кредитор, оно становится и главным акционером. И свою долю может продать, чтобы пополнить бюджет.

— Никто не покупает «Роснефть»! Кто же позарится на заводы-банкроты «районного масштаба»?

— При ликвидации предприятия долги конвертируются в собственность. Важно установить правильный порядок определения государственных долей на этих предприятиях. И в первую очередь продавать ликвидные заводы. Говорят, что в России половина предприятий — банкроты. Но есть немало таких, где просто нужно навести финансовый порядок, провести реорганизацию и прекратить выпускать никому не нужную продукцию. Это фактически передел собственности в стране, на этот раз — за деньги.

— А не приведет ли вторая волна приватизации к политическим войнам?

— Я думаю, что нынешнее правительство свободно от пристрастий к каким-либо магнатам. Хотя, конечно, когда будут наступать на горло какой-нибудь финансовой группе, они будут сопротивляться изо всех сил.

— И простые, и богатые налогоплательщики сходятся в одном — в России платят все налоги лишь самоубийцы, настолько это бремя непосильно…

— Подоходный налог у нас один из самых низких в мире, даже если ты заработал сто миллиардов рублей. Остальные налоги ничуть не выше, чем, например, в Германии. Другое дело — должна быть простая и понятная сама налоговая система. Сейчас мы предпринимаем еще одну попытку ввести патентную систему уплаты налогов для малого бизнеса. Смысл ее в том, что устанавливается фиксированный платеж за квартал, за год — и все. Никаких сложных бухгалтерских отчетов. Вот у тебя есть кафе или ресторан площадью 200 квадратных метров. Плати с каждого метра, например, пять рублей, и точка. Такая система всем понятна. Кстати, в этом году налоговые декларации заполнили более трех миллионов человек. Теперь их надо проверять. Те, кто сознательно скрыл доходы, должны сидеть.

— Поэтому и реанимирован в Госдуме ваш проект закона, где люди должны отчитываться о покупках на сумму свыше 14 тысяч долларов?

— Депутаты Госдумы проголосовали за него еще раньше, но Совет Федерации отклонил. А ведь у Налоговой полиции и инспекции должны быть законные основания контролировать крупные расходы.

— Неугомонного Александра Починка, говорят, сняли по инициативе Анатолия Чубайса.
— Бывший глава Госналогслужбы пытался вызвать на ВЧК главу РАО «ЕЭС». — Неправда.

— Решение принимал единолично президент ?
— Думаю, не без премьер-министра.

— Допустим, мы возьмем очередной кредит у МВФ…
— Он уже выделен.

— Значит, еще глубже в долговую яму?
— Что бы ни говорили «ультрапатриоты», но кредиты МВФ очень выгодны для России, они долгосрочны и выдаются под низкий процент.

02.06.1998
«Комсомольская правда», Николай Ефимович.
© Информационный сервер Б. Немцова, 1998

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading