Перейти к содержимому

Немцов об отношениях государства и естественных монополий

26.02.2020
История. Интервью с Борисом Немцовым
Июнь 1998 года

«Рабочая трибуна»
«За удовольствие надо платить», — считает Борис Немцов, оценивая отношения государства и естественных монополий.
Виктор Андриянов, Виктор Юрлов
30.06.1998

Это короткое интервью вице-премьер Правительства России дал корреспондентам «Трибуны» сразу после окончания годового собрания акционеров «Газпрома».

Собранию направили приветствия Президент России Б.Н. Ельцин и председатель правительства С.В. Кириенко. «Руководство страны, — подчеркнул С. Кириенко, — уделяет самое пристальное внимание развитию газовой промышленности, являющейся одной из основ экономического могущества и энергетической безопасности России». Он высоко оценил работу «Газпрома» в рыночных условиях, отметив, что компания «не только оправдывает ожидания своих акционеров, но и успешно отстаивает национальные интересы России».

— Борис Ефимович, все вокруг говорят о требованиях МВФ расчленить «Газпром»…
— А вы видели эти требования?

— Не видели. Но письмо фонда пересказано в разных газетах, в том числе и в «Трибуне».
— И я не видел. Знаете, есть такой способ полемики — сначала создаешь себе образ врага, а потом его разоблачаешь. Я вам могу сказать следующее: требований таких со стороны МВФ я не слышал. Это первое.

Второе. Если требования МВФ, любые, в отношении «Газпрома» будут нарушать технологическую целостность компании и ослаблять позиции России на международных рынках, то эти требования Правительством России никогда поддержаны не будут.

Третье. Если эти требования приведут к увеличению доходов бюджета государства, компании, то они будут поддержаны. Вот такой наш подход — тривиальный и понятный.

Меня всегда умиляет, когда говорят о расчленении естественных монополий. Как это вы себе представляете? Трубу вдоль или поперек разрезать?

— Мы это так себе не представляем. Так или примерно так представляют ваши коллеги из Минэкономики, которые с подачи того же МВФ продвигают свой план структурного разрушения «Газпрома».
— В правительстве работают разумные, квалифицированные, знающие «Газпром» люди, которые не желают зла ни компании, ни стране.

В то же время без преобразований мы не сможем навести порядок ни в стране, ни в «Газпроме». Двенадцать процентов «живыми» деньгами — это что, нормально?

Многие потребители считают газ этаким Божьим даром. Но он достается тяжким трудом. Я был и в Новом Уренгое, и в Ямбурге, и на предприятиях трансгаза. За удовольствие получать газ надо платить. Те, кто не платит, должны быть наказаны. Иначе дисциплины в стране не будет. Излишняя мягкость только вредит.

— Борис Ефимович, примерно об этом же вы говорили и на собрании акционеров «Газпрома», советуя занять более жесткую по отношению к неплательщикам позицию, вплоть до процедуры банкротства. Однако самым крупным неплательщиком за газ является государство. Когда оно начнет своевременно рассчитываться? Не считаете ли вы, что неплатежи государства наносят ущерб остальным акционерам?
— Действительно, неплатежи страны «Газпрому» составили за 1997 год астрономическую цифру — 82,7 миллиарда рублей.

— А сейчас еще больше — сто два миллиарда…
— Из них долг бюджетов всех уровней составляет 17 процентов. А львиная доля долгов приходится на энергетическую систему — 40 процентов.

В целях погашения государственного долга перед энергетическим комплексом были приняты важнейшие решения по утверждению натуральных денежных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов. Могу сказать, что эти лимиты стали работать со второго квартала нынешнего года.

С другой стороны, надо сделать более жесткой и волевой работу по сбору средств за поставляемый газ. Такая работа проводится «Межрегионгазом», и здесь есть определенные успехи. Но 12 процентов денежных средств, которые собираются, как уже говорил, явно недостаточны для того чтобы стабилизировать ситуацию внутри компании.

Мы готовы, используя все легальные возможности, сделать так, чтобы «Газпром» собирал больше денег в стране, включая жесткие экономические меры: снижение давления и отключение потребителей, которые не платят, создание льгот для аккуратных плательщиков.

Могут возразить, что отключением потребителей им наносится ущерб. На это я могу возразить, что ущерб, который наносится «Газпрому» и государству неуплатой, гораздо больше и гораздо опаснее в смысле безопасности нашей страны. Я думаю, что вместе с руководством всей компании и «Межрегионгаза» мы сможем поэтапно, но жестко навести порядок с платежами. Я убежден, что если бы такой порядок был наведен, то никаких долгов государства перед «Газпромом» просто бы не существовало.

Хочу напомнить: «Газпром» дает до 25 процентов федерального бюджета. Судьба «Газпрома» и судьба России неразделимы.
© Информационный сервер Б. Немцова, 1998

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading