12.07.2017
Москва, Большой Москворецкий мост («Немцов» мост)


866 дней. Дневное дежурство. Все, как обычно — убрала завядшие цветы, подрезала и освежила воду в вазонах.







Мимо шли и останавливались молодые и немолодые люди, группы туристов с гидами, объясняющими им о Борисе Немцове.








Москва живет своей жизнью. В это лето ее главная достопримечательность — раскопки и переукладка плитки и дорог, где только достаёт взор — везде, практически, в центре.

Люди приносят цветы, просто так останавливаются поговорить, сказать нам спасибо. Иногда крестятся, проходя, таким тоже образом отдавая дань памяти Борису.

Мы стараемся писать в основном, хорошее и позитивное о Мемориале.
Но это не вся реальность. Бывает и по-другому. Иногда, и довольно часто проходят злобно-шипящие (кто?) люди(?), от которых в сотый раз слышу «много вам, видно, здесь платят!»
На этот раз возглас вылетел изо рта благообразной старушки — «божий одуванчик».
Я обычно с юмором реагирую на эти реплики, и шутками парирую удар, но сегодня вдруг так завелась, что и спустя время после дежурства не могу успокоиться. Стало обидно за Бориса. Я пыталась объяснить этой бабушке, что мы здесь находимся из огромного уважения и любви к Борису! Но она только строила презрительные гримаски и ничего не хотела слушать. Пора бы уже обрасти броней и не реагировать на тупо-агрессивные реплики. Но не получается…
Все сжимается внутри от бессилия — ну почему я вот здесь и сейчас не могу защитить честное имя Бориса?! Где и как найти волшебные три слова, чтобы заставить их задуматься хотя бы? Почему три? Больше они не хотят слушать. Можно ответить оскорблением на оскорбление, но это не выход! Нет у нас другого народа, только вот этот. И с ними надо говорить. Как? Борис смотрит на меня с портрета, как мне кажется, насмешливо и с укоризной…

Простите меня, Борис Ефимович… Я постараюсь найти такие слова, чтоб дошло до них, очень постараюсь!
Эта бабушка ещё сказала, что ВСЯ Россия против того, чтоб мы здесь стояли… но я знаю, что далеко не вся!
Две России у нас теперь, потому что моя Россия приходит сюда почтить память и возложить цветы.
Другая Россия пока спит или находится в беспамятстве…, в смертельном беспамятстве. Как написал в комментариях один хороший человек, эта Россия — мертвая, отжившая своё, но цепляющаяся изо всех сил. И что будущее за нашей Россией, той, что олицетворял Борис Немцов! В эти мрачные времена так хочется надеяться на лучшее! И чтоб успеть увидеть перемены, дожить до них. Чтоб сказать — Россия стала свободной!
А небо все хмурилось.




Дежурили Тамара Луговых, Марина Лебедева. Фото с утренней сменой — Андрей Маргулев и Вадим Цветков.
Тамара Луговых
Оригинал