24.05.2018
О Борисе Немцове
Tatiana Tikhonovich:
Он за нас — теперь мы должны постоять за него
Издание ТСН
Судьбы лидеров оппозиции в России и Беларуси похожи — их убивают
Автор Наталья Радина, белорусская журналистка
2 марта 2015 года

С Борисом Немцовым я познакомилась в 2012 году в Вильнюсе после своего побега от белорусского КГБ. Борис тогда пришел на мой день рождения.
Первым делом он пошел на кухню к моей маме. Взял за руку и спросил: «Как вы пережили арест дочери?».
Внимательно выслушав, сказал:
«Моя мама тоже всегда за меня переживает. Просит: отойди ты, наконец, в сторону. А я не могу».
После этого Борис еще несколько раз приезжал в Вильнюс и Варшаву на встречу с нами — бывшими белорусскими политзаключенными. После «Акции 6 мая» он сам стал фигурантом уголовного дела, в его квартире прошли обыски. Задавал нам много вопросов. Слушал очень внимательно — было ощущение, что внутренне готовится к тюрьме.
Помню, как мы сидели вечером за столом у наших общих литовских друзей под Вильнюсом. Не знаю, что меня тогда подтолкнуло, но я сказала Борису:
Ты похож на нашего Виктора Гончара. Вы оба красавцы, яркие, сильные. Но его Лукашенко похитил и убил. Боюсь, что тебя никто в тюрьму тоже сажать не будет. Если ты не уедешь, тебя просто убьют. Таких как вы бездари ненавидят. Лукашенко завидовал Гончару, а тебе завидует Путин. Вы все получили от Бога, а они свое имеют только благодаря неограниченной власти.
Немцов понимал опасность, но не до конца. Убеждал меня (себя?), что «его предупредят в случае реальной угрозы».
Но когда такой заказчик — заранее не предупреждают.
…
За эти три ужасных дня я поговорила со многими друзьями Бориса. Все находятся в состоянии шока. Все понимают, что при нынешнем режиме виновные в гибели Немцова наказаны не будут. И Запад, скорее всего, будет осуждать, но не будет предпринимать никаких мер, чтобы остановить политические убийства – европейскими бюрократами будет съедена любая удобоваримая официальная версия.
Мы, белорусы, через все это уже проходили, когда убивали наших лидеров оппозиции. И сегодня в белорусских тюрьмах, так же, как и в российских, сидят политики и молодые оппоненты режимов, а чиновники стран ЕС и США приезжают в Минск и Москву ради «сохранения мира во всем мире». Только пока они договариваются с тиранами, те убивают таких, как Борис Немцов и Виктор Гончар.
Да, многие советовали Немцову — уезжай, ты сможешь сохранить себя и сделать больше для родины за границей. Борис всерьез задумывался об отъезде, но он был политиком и хотел оставаться политиком именно в России. А еще у него были дети, которых он безумно любил.
Это было важно для него, но все же главная причина была в другом. Борис мне как-то сказал: «Я не могу просто так отойти. На меня надеются люди».
Наталья Радина
02.03.2015
Источник: ТСН
