Перейти к содержимому

Борис Немцов: «Мы считаем, коммунист-губернатор для области неприемлем»

20.11.2019
История. Интервью с Борисом Немцовым

В Нижнем Новгороде 15 июля 2001 года прошел первый тур выборов губернатора Нижегородской области. Избирательная кампания подходит к концу. Скоро второй тур.
Борис Немцов о своем отношении к кандидатам на пост губернатора Нижегородской области
Еще информация по этой теме здесь

 

Еженедельник «Биржа, №27
Борис Немцов: Мы считаем, коммунист-губернатор для области неприемлем
26 июля 2001

— Борис Ефимович, до окончательного голосования на губернаторских выборах осталось всего несколько дней. Кого же все-таки поддерживает «СПС»?

— Сейчас я вам расскажу официальную позицию руководства «Союза правых сил». Согласно нашему Уставу, решение о поддержке или неподдержке губернаторов в регионах принимает федеральное руководство «СПС». С учетом мнения, естественно, региональных организаций.
По вопросу губернаторских выборов в Нижегородской области есть консолидированная — и я хотел бы это подчеркнуть — позиция всех сопредседателей «Союза правых сил». Она выражается в следующем.

Первое. Мы считаем, что тот сложный выбор, перед которым сейчас стоит Нижегородская губерния и ее жители, во многом связан с тем, что в первом туре выборов была очень низкая явка. И это плохо: люди, проголосовав ногами, фактически дали возможность другим за себя решать, кто будет губернатором — вот только потом им не надо жаловаться, что не того избрали. Поэтому я призываю всех наших сторонников прийти на второй тур выборов — это принципиально. Вот сейчас судебное разбирательство должно начаться — а не было бы никаких разбирательств, если бы явка была хотя бы больше пятидесяти процентов.

Второе. Мы считаем абсолютно неприемлемым для нашей родной Нижегородской губернии избрание представителя Коммунистической партии в качестве губернатора. И проблема не в том, что нам Геннадий Максимович Ходырев не нравится — лично я вообще считаю его человеком приличным — но проблема в том, что он состоит в организации, где личность, с нашей точки зрения, особого значения не имеет. КПРФ построена по законам демократического централизма — поэтому очевидно, что член этой партии самостоятельные решения вряд ли может принимать. Этим придется заниматься Зюганову, Купцову и так далее — в общем, многим кому придется, но только не самому рядовому члену КПРФ. И еще. Надо посмотреть, а как живут регионы, где победили коммунисты. В Ульяновске, в Воронеже, в Смоленске, в Иванове, в Кемерове и так далее. Я считаю, там просто печальная картина. Но опять-таки хочу подчеркнуть, что к личности конкретного человека — Геннадия Ходырева — это не имеет никакого отношения. Далее. Очевидно, что Нижегородская губерния находится в тяжелейшем финансовом положении…

— И кто же ее, бедную, довел до такого состояния?

— Вопрос риторический. Так вот, единственный шанс выбраться из этой ситуации — это все-таки иметь нормальные отношения с Кремлем. В том числе и финансовые отношения, потому что самостоятельно губерния — это я вам точно говорю — выбраться из этой ситуации не может.

Третье. У области появилась уникальная возможность в связи с тем, что Нижний Новгород президентским Указом назначили столицей Приволжского округа. Не надо терять шанс. Думаю, что «красная» Нижегородская область на столицу будет тянуть весьма условно. Губернатор Самарской области Титов уже съязвил: на ваших выборах я поддерживаю Ходырева, потому что столицу тогда могут перенести в Самару. Если вы заметили, все семь столиц округов находятся в некоммунистических регионах. Хотя я, конечно, понимаю ностальгию определенной части общества и нежелание голосовать за нынешнюю областную власть. Но, с другой стороны, надо помнить, что было. После путча ГКЧП, когда я начал управлять нашим регионом, губерния была в развале. Талоны, поломанные автобусы, разбитые стекла… Короче говоря, мы считаем этот выбор для губернии опасным. Наша позиция такая: надо обязательно прийти на выборы и сделать выбор по совести.

— А это как? Что не за Ходырева — из ваших слов понятно. Но ведь кандидатов всего двое: Ходырев и Скляров. Значит, за Склярова?

— Я озвучил просто слово в слово позицию официальную, абсолютно со всеми согласованную. Руководитель «СПС» обязан излагать именно официальную позицию. «Союз правых сил» официально действующего губернатора не поддерживает. Вы слышали, чтобы я хоть раз сказал, что «СПС» поддерживает Склярова? Наоборот, я сказал, что перед областью предельно сложный выбор. Что называется — тяжелый случай. Я знаю, что сейчас оба из оставшихся кандидатов цитируют мою фразу о «выборе между плохим и ужасным», причем каждый при этом считает себя «плохим», а соседа — «ужасным». И слава богу.

— Значит — что, против всех?

— Догадайтесь сами. Я считаю, что умные люди — по крайней мере автора этого вопроса я отношу как раз к такому разряду граждан — должны именно догадаться.

— С трех-то раз догадаться нетрудно. Но вот такой момент: известно, что местная региональная организация «СПС» чуть ранее, сразу после первого тура, уже приняла решение поддержать Склярова условно…

— Условно-досрочно? (Смеется.)

— Вам виднее. Но тем не менее — как же это согласуется? Ведь сторонники «СПС» совсем запутались.

— Я лишь могу повторить, что решение о поддержке либо неподдержке принимает федеральный центр «СПС». Естественно, мы должны иметь в виду и мнение в том числе региональной организации. И вот имея его в виду, мы все же приняли решение, о котором я сказал.

— Такая нечеткая позиция, по-моему, лишь дезориентирует избирателей.

— Исправимся. Лучше поздно, чем никогда. Дело в том, что я в очень высокой степени был занят строительством нашей партии в стране. Нельзя объять необъятное.

— А почему была отменена планировавшаяся на минувшую субботу конференция местного «СПС»?
— Конференция не состоялась, потому что было намерение на ней решать кадровые вопросы «СПС», в том числе избрание руководства региональной организации. И чтобы не осложнять обстановку перед вторым туром губернаторских выборов, мы решили провести ее в конце августа или в сентябре.

— Можно ли понять все это так, что «СПС» поставил Склярову ряд жестких условий — и он отказался?

— Мы от любого губернатора требуем исполнения нашей правой программы. Да, не скрою: мы предлагали Склярову подписать соответствующее соглашение — и он отказался. И это мы тоже учитывали при принятии решения.

— В связи с этим есть ли у вас какие-то разногласия с Кириенко?

— Нет, так нельзя сказать. Просто задачи представителя федеральной власти и задачи партии не всегда совпадают. «СПС» часто вступает в конфликт с властью. Однако по поводу избрания нижегородского губернатора Кириенко с пониманием относится к позиции «СПС».

— Как вы считаете, почему именно Скляров и Ходырев оказались во втором туре?

— Скорее всего потому, что как раз они были меньше всего вовлечены в черный пиар. То есть от их имени, конечно, всякие там вещи штабами исполнялись, но сами лично они этими процессами не дирижировали — и за это им надо отдать должное. Я думаю, это важный результат — особенно для тех, кто в будущем хочет деньги на имиджмейкеров потратить.

— Скажите, как сведущий человек: ясно, что если Ходырев — это железно на четыре года. А если Иван Петрович?

— Трудно сказать. А вообще — я знаю, что добровольно никто от власти не отрекался, кроме Николая II и Ельцина. Я думаю, что Ивана Петровича к таким историческим личностям можно отнести с большой натяжкой. Он, безусловно, захочет работать до конца.

— Каковы шансы Склярова на победу?

— Я считаю: то, что Скляров проиграл выборы в крупных городах области — причем даже в родном Нижнем Новгороде, где он был мэром и немало в свое время для Нижнего сделал, когда мы вместе с ним работали — это, я вам скажу, конечно, сильно. Он должен извлечь урок. Причем я могу сказать, почему это произошло. Ему надо было продолжать то, что я начинал. Просто делать то, что я говорил — и все. Ведь была масса программ, абсолютно не связанных ни с какими идеологическими доводами. Мы делали программы «Одаренные дети», «Дороги и храмы», «Народный телефон», «Метр за метром» (жилищная программа), «Ярмарка», «Cтроительство предприятий перерабатывающей промышленности», «Газификация сел». Надо было все это продолжать делать, а не говорить: вот я пришел, он ушел — и до свидания. Я с себя ответственности не снимаю: во многом в том, что произошло в Нижнем Новгороде, есть и моя вина. Но что же дальше? Конечно, можно теперь всю жизнь каяться. Но жизнь-то продолжается. Во всяком случае главное, что в финансовом плане моя совесть чиста. Когда я ушел, у Склярова на счете было 100 миллионов долларов — не хило? Сейчас область в долгах.

— А кого из кандидатов, не вышедших во второй тур, вы поддержали бы безусловно?

— Во втором туре мы поддержали бы однозначно Булавинова.

— А ведь сначала лично вы по крайней мере поддерживали Савельева?

— Нет, я его не поддерживал.

— Но он во время предвыборной кампании чуть ли не каждый день ссылался на вас и на вашу поддержку. Говорят, вы даже деньги в предвыборный фонд помогали ему собирать.

— Нет, это неправда.

— А вот если бы «СПС» перед первым туром хоть кого-нибудь официально поддержал , может быть, сейчас и ситуация была бы другой?

— Ну что же делать, если у нас на этих выборах не было своего кандидата. Вот на выборах мэра Нижнего в следующем году обязательно будет — мы приложим к этому все усилия.

Мигачева Ольга
Еженедельник «Биржа

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше