Михаил Фишман: «Лучше бы этого фильма не было…»

01.06.2017
Калининград. Фильм «Слишком свободного человека»

Сайт «Клопс.Ru»
Два взгляда на «Слишком свободного человека»
Репортаж Клопс.Ru с калининградской премьеры фильма о Немцове
01 марта 2017

Антикризисный марш в Калининграде, 1 марта 2015 года. Автор: Александр Подгорчук

В последний день зимы в Калининграде показали документальный фильм про Бориса Немцова «Слишком свободный человек». История России последнего 20-летия слишком неоднозначна, поэтому Клопс.Ru решил отправить двух журналистов одного возраста, которые по-разному увидели одну киноленту.

Перед показом

Мария:

На подходе к кинотеатру доносится кем-то брошенная собеседнику фраза: «Знаешь, что идёшь на антисоветский фильм?». Картину анонсировали как историю России последних 20 лет через судьбу политика. Её рекомендовали не показывать в калининградских кинотеатрах как фильм, который может стать «неким призывом к бунту или митингу».

Зал в «Заре» полон. Солидного возраста мужчины, женщины. Ожидала увидеть здесь больше молодых лиц, полных задора и огня, но их оказалось в разы меньше. Удивительно, ведь фильм снимался в основном для молодой аудитории, в этом признавался и презентовавший картину журналист Михаил Фишман.

Кадр из фильма

Наталья:

Ещё за час до премьеры по холлу кинотеатра «Заря» ходит директор по коммуникациям центра документального кино Евгения Милова. Она разговаривает со знакомыми, благодарит тех, что они пришли, спокойно (на самом деле нет) оглядывает людей возле кассы. Говорит:

— Как-то мало людей. Билетов вроде было продано больше. А людей меньше. Может быть, они все в кафе? Или опаздывают. Но время-то уже подходит. Не может же это быть провокацией, было бы странно, чтобы кто-то вот так скупил все билеты, чтобы они никому не достались, не может же такого быть.

Красивая очень пожилая леди с брошкой на шляпке спрашивает у Миловой, где вход в зал, где показывают кинокартину про Бориса Ефимовича Немцова, очень чётко произносит слово «кинокартина». В кинотеатре раздаются три звонка.

Фото Артёма Килькина

Михаил Фишман на каждой премьере выходит к зрителям на сцену перед самым началом и благодарит людей за то, что они пришли. В Калининграде он тоже перед самым началом фильма понимается и оглядывает зал, пустых мест в нём немного.

— Он (Прим.ред.— Борис Немцов) был здесь, стоял на этой сцене, — сказал Фишман зрителям.

Зал слушает журналиста в полной тишине. Он уходит, и после коротких титров начинается кино.

Человек куража

Мария:

Общая канва фильма такова: юный Немцов родом из российской глубинки делает блестящую карьеру губернатора, после уговоров Ельцина переезжает в Москву. Его любит президент, поддерживает народ. Борис не боится не соглашаться с главой государства по войне в Чечне. Президент к нему прислушивается. Потом подающий надежды влезает в дурно пахнущую историю с делёжкой Березовского и Гусинского «Связьинвеста», олигархи начинают мстить. Ельцин устаёт отмахиваться от льющихся с экранов телеканалов в рамках кампании по дискредитации политика историй про потенциального преемника и убирает его из Кремля.

 

г. Владимир, 18 июля 2013 года. Фото Александра Подгорчука

А дальше раздача агитационных листовок, митинги, аресты и в финале — убийство на Москворецком мосту в ночь на 28 февраля. И заключительная фраза Ходорковского про то, что о такой смерти можно только мечтать: по дороге к Кремлю и от пули врага.

В фильме появляется много героев, в разное время пересекавшихся с Борисом Ефимовичем: от Навального до Фридмана, от Яшина до Ходорковского. Не было разве что отказавшегося участвовать в документальной киноленте Чубайса, который был бы здесь очень уместен.

Кадр из фильма

Я в силу своего возраста не помню Немцова на коне. В фильме знакомый мне образ Бориса Ефимовича появляется ближе ко второй части: его отнесли к части под названием «Маргинал». Тогда он уже представитель оппозиции, вылетевший из кремлёвской обоймы: его запихивают в автозак на Болотной, стаскивают с трибуны на Триумфальной площади. Ярче всего мне вспоминаются кадры с моста в ночь убийства. В фильме их решили оставить за скобками. Вероятно, потому, что многие появившиеся в фильме герои не верят, что Борис Немцов не жив.

Кадр из фильма

И весь фильм нам показывают, что в стране разруха, идеалы потеряны, а он сохранил внутреннюю свободу: честный, искренний, дерзкий, идеальный. Человек куража, как называют его друзья. Сюжетная линия настолько выбелена, что кажется, что это неправда. Ещё бы чуть-чуть — и совсем бы получилась сказка про без оговорок положительного героя.

Во время просмотра есть ощущение, что это художественный фильм и развязка сейчас будет другая: точно уж не прогулка с юной дамой сердца и цветы на месте убийства. Ну не может история святого человека оборваться вот так!

Зритель как будто додумывает несостоявшуюся историю современной России: вот был бы Борис жив — всё иначе случилось бы в жизни нашей страны, каждого из нас. А ведь это вряд ли так. Просто стало принято причислять к лику святых, называть улицы именами внезапно ставших героями, раздавать эти самые звания направо и налево. Странно, как ловко исчезают сомнительные точки в биографии, когда человек уходит. Благодатная почва для «как же сильно мы его любили и совсем не ценили».

Кадр из фильма

На протяжении всего фильма мужчина, сидящий на пару рядов позади, разговаривал с экраном. Он выкрикивал что-то про махинации, про враньё и бандитов, разворовавших страну. Хотелось бы послушать его после просмотра фильма, но из зала дебошира вывели.

Диалог со зрителями в конце фильма вышел очень скомканным. Часть зала направилась к выходу, оставшиеся услышали несколько слов благодарности от тех, кто решил высказаться. Минута молчания и занавес, оставивший тяжёлое впечатление и мысли.

Антикризисный марш в Калининграде, 1 марта 2015 года. Автор: Александр Подгорчук

 

Дали познакомиться с Борисом Немцовым

Наталья:

Во всех интервью Фишман говорит о том, что во многом эта картина не только про Бориса Немцова, но и про период в истории и что этот фильм призван напоминать, поскольку люди забывают, что было в 90-е, а скоро начнут забывать, что было в нулевые. В зале «Зари» зрители, кажется, ещё помнят. Когда на экране появляется Немцов в белых штанах, все смеются.

На архивных съёмках Борис Ельцин представляет молодого Владимира Путина, когда Немцов сидит в студии НТВ с журналистами, зрители снова смеются, потому что все эти известные люди выглядят непривычно, в широких пиджаках и слишком ярких рубашках.

Картина Михаила и Веры, несмотря на то, что она рассказывает про конкретную политическую фигуру, на самом деле, будет интересна даже тем, кто далек от политики, и кто никогда не интересовался судьбой Немцова.

Первую половину фильма внимание зрителя все время цепляют маркеры той эпохи: истории про масло, которое стоило 5,50, а потом стало стоить 300 рублей; танки, митинги, дорогой бензин. По кусочкам авторы собирают эпоху из воспоминаний людей, из архивных материалов. Это происходит само собой, потому что в тот период Немцов входит в «первый эшелон» и участвует во всех главных событиях страны.

Борис Немцов с президентом Владимиром Путиным, 4 июля 2000 года. Фото: ru.wikipedia.org

В той части истории, где Немцов уходит в оппозицию к власти, становится куда меньше эпохи и куда больше самого политика. От того фильм не становится менее интересным, но рассказывает уже более частную историю. Что самое удивительное, что в картине почти нет оценок. Собрано так много мнений и ни разу никто не сказал ничего ужасно пошлого вроде «лучшие уходят первыми» или чего-то такого. Вместо этого периодически на фоне хроники звучат записи самого Немцова, который рассказывает о событиях, о планах, о своих взглядах. И в итоге этого всего остается ощущение, что тебе дали шанс познакомиться с этим человеком, и будто бы даже вспомнить что-то вместе с ним.

Кадр из фильма

01.03.2017
Автор: Мария Гоменюк-Кравцова, Наталья Ромашина

Продолжение следует…

Михаил Фишман: «Лучше бы этого фильма не было…»: Один комментарий

Добавить комментарий