Перейти к содержимому

Михаил Фишман: «Это кино про историю нашей страны»

02.06.2017
Калининград. Фильм «Слишком свободный человек»

Сайт «Клопс.Ru»
Два взгляда на «Слишком свободного человека»
Репортаж Клопс.Ru с калининградской премьеры фильма о Немцове
01 марта 2017

Продолжение. Начало здесь

 

«Это кино про историю нашей страны»: мысли автора о фильме

Наталья:

В конце фильма после самых титров один из авторов фильма Михаил Фишман выходит на сцену. Ему аплодируют. Михаил выглядит взволнованным. Полная женщина с короткой стрижкой берёт у него автограф. Говорит: «Мы же только вчера вас по телевизору видели, а вот вы здесь! Невероятно!». Мужчины хлопают Фишмана по плечу. Сухо говорят: «Спасибо за то, что вы делаете». Михаил крутит головой по сторонам, кивает, подписывает, некоторых даже обнимает.

Фото Артёма Килькина

Наталья:

После просмотра мы идём с Михаилом за столик в холле, чтобы поговорить.

— Ну как вам фильм? – сходу спрашивает он, и сразу понятно, что человек больше привык задавать вопросы, чем отвечать на них.
— Мне понравилось, — отвечаю я и не успеваю закончить мысль.

— Какой-то очень приятный оказался зал, такая живая реакция, — говорит Михаил.

— Вы вообще после всех премьер заходите и общаетесь? Какие впечатления у людей?

— В основном положительные. Люди действительно благодарят. И говорят, что, с одной стороны, это про Немцова, но с другой – это больше, это про историю нашей страны.

Михаил Фишман. Фото Александра Подгорчука

— В интервью вы говорили, что не рассчитывали, что фильм вообще будет показан в кинотеатрах, а в итоге такой успех. Уже ведь очень хорошие сборы?
— Да, это правда. Во-первых, мне кажется, что у нас получилось рассказать историю, которую интересно смотреть. Мы понимаем, что у нас аудитория, которая сочувствует нашему герою, и имя Немцова отзывается безусловно у аудитории, но при этом получилось благодаря Вере рассказать эту историю интересно и так, чтобы был некий эффект кинематографический, так я это понимаю, поэтому люди идут в кино, поэтому говорят своим друзьям, что это интересно и стоит посмотреть, поэтому это сарафанное радио работает и люди смотрят. Мне так кажется, но я могу ошибаться.

— То есть идут больше смотреть фильм об истории, чем о Немцове? Что для вас как для автора первично?
— Мне кажется, и то и другое. Очень трудно разделить. Была цель рассказать его политическую биографию.

— И всё?
— Да, я политический журналист, я привык рассуждать в категориях политики. Я понимал ещё до того, как начал делать фильм, что Немцов единственный, кто прошёл вот так через эти 25 лет истории России. И так получается, что через него мы можем посмотреть на историю нашей страны, на то, через какие ключевые точки она проходила. Есть уже несколько фильмов про Немцова. Есть замечательный фильм Зоси Родкевич, например.

— За два года было снято несколько уже таких фильмов?
— Да, не первый. В фильме Зоси на него смотрят как на человека, на личность. Мы делаем не так с Верой (Прим.ред. — режиссер фильма Вера Кричевская), мы отходим на шаг назад и смотрим на него как на политика и дальше наблюдаем за его судьбой.

— А как у вас вообще появилась идея снять этот фильм?
— Мне предложили написать сценарий для фильма про Немцова для одного немецкого телеканала. Этот фильм даже вышел год назад, в годовщину был показан по немецкому телевидению. И, собственно, я написал что-то такое вроде сценария, начал думать, с кем нужно разговаривать, чтобы такой фильм получился, начал брать интервью, и по ходу этой работы стало понятно, что это более масштабный замысел, чем потом появится на немецком телевидении. И я понял, что с этим один не справлюсь, и позвал Веру. И мы дальше стали работать вместе, нашли ещё новых героев, стали думать, кто нам ещё нужен, как это сделать, и в результате сделали.

Антикризисный марш в Калининграде, 1 марта 2015 года. Фото Александра Подгорчука

— Формат фильма привычен был бы для Штатов, но для нас это нетипичный формат документального кино, нет рассказчика, нет закадрового голоса. То есть вы как бы дистанцируетесь?
— Это, собственно, идея Веры, что рассказчик нам не нужен. Я очень рад, что я не спорил, что мы договорились, вот этот жанр, когда стоит рассказчик или за кадром рассказывает, что происходит, он превращает историю во что-то вроде киноколонки, в такую публицистику кинематографическую. А мы сделали что-то другое. А поскольку рассказчика нет, это история, которая сама себя рассказывает, а мы держим микрофон, если угодно. И это производит другой эффект, и появляется другой смысл. Вот она история, рассказанная её участниками. Частично от лица Немцова.

— На ваш взгляд, было ли возможным снять такой фильм при его жизни?
— Мне бы такое не пришло в голову. Я бы за это не взялся. Это, наверное, было бы невозможно сделать при жизни. В этом большая беда. В этом смысле лучше бы этого фильма не было.

01.03.2017
Автор: Мария Гоменюк-Кравцова, Наталья Ромашина

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading