30.04.2018
Интервью с Борисом Немцовым
Дмитрий Быков // “Профиль”, №34
Борис Немцов: «Друзьям – всё, врагам – закон»
19.09.2011
Даже противники Немцова испытывают к нему что-то вроде симпатии или, по крайней мере, интерес. Он очень не похож на традиционного российского борца, страдальца и аскета. У всех на слуху его бурная жизнь, триумфальное вхождение во власть, столь же громкий уход в оппозицию, рискованные акции, неоднократные аресты, блестящие спортивные данные и неискоренимый авантюризм. Я встречал людей, которые Немцова критиковали и даже разносили в пух, но не видел ни одного, кто бы его ненавидел.
Дмитрий Быков:
— Не кажется ли тебе, что вся эта предвыборная кампания – только повод для того, чтобы оппозиция окончательно разругалась? Ведь это, если вдуматься, единственное следствие происходящего.
Борис Немцов:
— Да я никакой ругани не вижу. У нас общего гораздо больше, чем того, что нас разъединяет. Все мы считаем, что Путина надо отправить в отставку, все мы считаем, что с властью воров надо заканчивать, все мы считаем, что надо вернуться к проведению в стране свободных конкурентных выборов. Разногласия связаны с оценкой того, что предстоит 4 декабря и в марте. Одни убеждены, что это стопроцентное мошенничество и фарс, а другие полагают, что это пусть и с издержками, но все-таки выборы. Те, кто думает, что в декабре состоится фарс, призывают либо к бойкоту (Белковский, Каспаров, Лимонов), либо к активному протесту. Движение “Голосуй против всех!” предполагает приход на выборы, перечеркивание бюллетеней крест-накрест, надпись на нем типа “Долой власть воров” и опускание бюллетеня в урну. Сторонники тезиса о том, что в стране еще есть выборы, предпочитают метод Навального – голосуй за любую партию, кроме “Единой России”. Причем ведь речь на самом деле идет не о любой партии, а только о партии, которая гарантированно в Думу пройдет. Таковых у нас, кроме “ЕдРа”, лишь ЛДПР и коммунисты. Сторонники этого метода предлагают зажмуриться и брезгливо за кого-то из них проголосовать. Не каждый на это способен.
— Откуда взялся тезис о том, что испорченные бюллетени обязательно достанутся “Единой России”?
— Голосование против всех так же снижает процент “Единой России”, как и голосование за любую партию. Я подчеркиваю, речь идет о проценте. Таким образом, если против всех проголосуют 20% граждан, то процент за “Единую Россию” снизится ровно на ту же величину, на которую он бы снизился в случае 20-процентного голосования за иные партии. По сути, голосование против всех – это голосование за партию “Против всех”. Она сегодня весьма многочисленна.
А теперь о количестве мандатов. Количество мандатов зависит не только от процента, который получила партия, но и от голосов, поданных за партии, не прошедшие в Думу. Таким образом, проценты, отданные за непроходные партии – сейчас это “Яблоко”, “Правое дело”, “Справедливая Россия” и “Против всех”, – будут перераспределяться между партиями, прошедшими в Думу, пропорционально их результатам. Отсюда и возник пропагандистский штамп, что голосование против всех – это голосование за “Единую Россию”. Если пользоваться этим штампом, то голосование за “Яблоко” – это тоже голосование за “Единую Россию”. “Яблоко” пока в Думу не проходит. Голосование за “Правое дело” – это голосование за “Единую Россию”. И за “Справедливую Россию” – тоже. Пропагандисты метода Навального должны признать, что выбор у нас между сталинистом Зюгановым и клоуном-марионеткой Жириновским. Это такой классический выбор между политической целесообразностью и своими убеждениями. Меня лично никакими арифметическими аргументами не убедить, что надо голосовать за этих.
— Как ты относишься к Навальному и допускаешь ли, что за ним кто-то стоит? Его ведь называют то сурковским, то американским проектом.
— Навальный – достойный человек. Он делает очень правильное дело – борется с негодяями, рискуя свободой. Два уголовных дела, которые на него завели, очевидное доказательство серьезности его оппозиционной деятельности. Что касается еще одного пропагандистского штампа, что все оппозиционеры – американские шпионы, то здесь новизны нет. Со сталинских времен все, кто не согласен с властью, американские шпионы. Есть только одна неувязочка: шпионаж – тягчайшее преступление, финансирование политической деятельности из-за рубежа – незаконно. В стране действует принцип: друзьям – всё, врагам – закон. Однако ни одного уголовного дела о шпионаже среди оппозиционеров нет и не может быть. Потому что все это – стопроцентное вранье Суркова и Путина.
— Исчерпала ли себя Триумфальная площадь?
— Я считаю, что “Стратегия-31” как движение в защиту наших с вами конституционных прав – очень полезное и правильное. Методы, которыми оппозиция пользуется в последнее время именно на Триумфальной, мне кажется, отталкивают большое число сочувствующих. Не каждый способен протестовать, сидя на асфальте. Мне, например, это категорически не нравится. Поэтому 31-го числа я участвую в акциях протеста в других городах. 31 мая я был в Нижнем, 31 июля – в Перми, 31 августа – в Чебоксарах.
— Чем ты объясняешь столь негативную реакцию Володи Милова, твоего недавнего соавтора, на движение “Против всех”?
— А вы его спросите.
— Хорошо, следующий гость будет он. Тогда объясни: народ поддерживает лозунг “Против всех” и любит Нах-Наха, а политики почему-то воротят нос от того и другого. Почему бы это?
— Политика – дело серьезное. Ведь в конце концов от решений политиков зависит судьба миллионов. И движение “Голосуй против всех!” (Нах-Нах) – тоже серьезное.
По сути, речь идет о первой в стране общенациональной кампании против фальшивых выборов. Речь идет о вовлечении в протестное движение миллионов граждан. К счастью, в нашем движении много креативных и талантливых людей, которые понимают, что для достижения серьезной политической цели – мобилизации протестной активности – можно и нужно использовать различные креативные идеи, к которым, несомненно, относится и рассказ о необыкновенных приключениях поросенка Нах-Наха в путинской России.
Напомню чрезмерно насупившимся, готовым лопнуть от собственной значимости, что в свое время программа “Куклы” так влияла на власть, что против ее авторов были возбуждены уголовные дела. Подробности можно узнать у Шендеровича. Я думаю, убийственный язык сатиры гораздо доходчивее и понятнее людям, чем заунывные рассуждения возомнивших о себе политиков.
— Ты близко знаешь Прохорова. Он-то чего ищет и чего ждет от своего участия в этой истории?
— Ему стало скучно зарабатывать деньги. Сколько можно, если у тебя 18 миллиардов?! И он решил попробовать себя в политике. На мой взгляд – неудачно. Он парень свободный и независимый, для него потеря свободы – тяжела и болезненна. Возглавив марионеточную партию, он добровольно отказался от независимости. И его со всех сторон окружили сурковскими пройдохами, а кроме того, он связан обязательствами лояльности с Путиным и Медведевым. Зачем ему все это нужно – я не знаю. Это ошибка.
— Возвращение Путина, кажется, определилось.
— Видимо, да.
— Каким будет Путин третьего срока, с чего начнет, какой стилистикой будет удивлять? Пока, судя по байк-шоу, ориентация на нетребовательные умы стала уже демонстративной.
— Я думаю, Путин с некоторым опозданием идет по пути Лукашенко. Усиление репрессий, интеллектуальная деградация, враждебные конфликтные отношения с окружающим миром, растущее воровство, отсталость, высокая эмиграция, в первую очередь среди молодежи, межнациональные конфликты, массовые протесты, которые будут жестоко подавляться, – вот такая безрадостная перспектива для страны. Вообще, это идиотизм: каждый авторитарный лидер думает, что он избежит судьбы Мубарака, Бен Али и Каддафи. На чем основана эта уверенность – убей, не могу понять.
— Стоит ли рассчитывать на интерес Запада к выборам – или он поглощен собственными проблемами?
— Европарламент уже выразил свое отношение к отказу в регистрации “ПарНАСу” и оппозиционным партиям. Думаю, никаких иллюзий по поводу фарса в декабре в Европе и Америке нет. Европа мучительно выбирает между поставками газа из непредсказуемой страны и базовыми европейскими ценностями. Что она выберет – покажет ближайшее будущее.
— С какого момента ты почувствовал, что уже не боишься?
— А кто тебе сказал, что я не боюсь? Сидеть в тюрьме никто не хочет. Другое дело, что если уничтожат оппозицию, то возьмутся за остальных граждан страны. Так что нравится вам оппозиция или не нравится, но если вы думаете о своей безопасности и покое, то относиться к ней надо с уважением.
В общем, как в старом еврейском анекдоте – когда умирает старый еврей, он говорит своему сыну последние слова: “Берегите армян”. Изумленный сын спрашивает почему. Старый еврей отвечает: “Уничтожат армян, за нас возьмутся”.
— Что ты изменил бы в своей вице-премьерской деятельности, если бы знал о грядущем пришествии путинизма?
— Надо было брать власть: заниматься силовыми структурами, прокуратурой, МВД, ФСБ, а не бороться с неплатежами. Это и глупость, и ошибка.
— Твой примерный прогноз – проценты или доли – думских выборов.
— Поскольку 4 декабря процессом будут управлять шулеры, а на кону миллиарды, собственность и власть Путина и его группы, результат партии “Единая Россия” будет доведен до губернаторов и Чурова заранее. И всенародное волеизъявление к этому – около 60% – прямого отношения иметь не будет. А интрига выборов – это всего один вопрос: пройдут в Думу “Справедливая Россия” и “Правое дело” или не пройдут.
ДОСЬЕ
Борис Ефимович Немцов – политик, государственный и общественный деятель. Родился 9 октября 1959 года в Сочи. Учился в Горьком на радио-физическом факультете Горьковского государственного университета. Во время выборов президента России в 1991 году Борис Немцов был доверенным лицом Бориса Ельцина по Нижегородской области. В том же году указом президента назначен главой администрации области. В декабре 1995 года на выборах был избран губернатором Нижегородской области. В 1997-1998 годах – заместитель председателя правительства России. В конце 1999 года вместе с Сергеем Кириенко и Ириной Хакамадой возглавил список предвыборного блока “Союз правых сил”, был избран депутатом Госдумы. Был одним из настойчивых противников роспуска СПС. В настоящее время – сопредседатель Партии народной свободы (“ПарНАС”).
19.09.2011
Источник: “Профиль”, №34