27. 06.2018
Вспоминая Бориса Немцова. Мордовия. Саранск
«Столица С»
Чернавин: Борис Немцов в Мордовию наведывался дважды. И всегда – со скандалами…
3 марта 2015 года
Фото: mordov.er.ru
Издревле на Руси «немцем», а чаще «немцОм» называли чужестранца, инородца, чужака.
Сегодня, вспоминая Бориса Ефимовича, лишний раз убеждаешься, насколько данное при рождении имя способно повлиять на судьбу.
В прошлое вглядывался Сергей Чернавин.
Так распорядилась судьба, что с Мордовией известного российского политика и нашего соседа нижегородца Бориса Немцова добрые узы никогда не связывали. Первая обида от местных была нанесена ему в далеком 1993 году, когда в составе «посольства замерителей» от Кремля он приезжал в Саранск – унимать разбушевавшийся Верховный Совет МАССР. Те на своей 14-й сессии требовали полной суверенности. Москва надеялась на сохранение федеральных уз.
Возглавлявшего переговорщиков вице-премьера Правительства РФ Сергея Шахрая депутаты еще согласились выслушать, а назначенного Ельциным губернатором Нижегородчины Бориса Немцова под свист и улюлюканье в прямом смысле согнали с трибуны и вытолкали из зала!
«Вы хоть мне и соседи, но как были дремучими, так ими и останетесь! » – прокричал тогда, хлопая дверью, взбешенный волжанин.
«…У вас тогда был, мягко говоря, не очень умный председатель Верховного Совета, – комментировал двумя годами позже эту историю Борис Немцов, – поставивший на голосование вопрос о праве присутствия на заседании мордовского парламента депутата Верховного Совета России, то есть меня. Мне тогда было скорее обидно за людей, что ими руководили такие деятели. А мне-то что? Я девушка, что ли, какая, чтобы краснеть от их выходок. Мне стало просто жаль, что такие начальники руководят соседней республикой…
Что ж, сейчас у вас другие…Я надеюсь, что эти «другие » все-таки будут учиться на ошибках предшественников. Поймите: это полный идиотизм, если не анализировать то, что делалось теми, чье место пришлось занять тебе…»
В дальнейшем серая кошка пробегала между ним и уже новым руководством РМ, по слухам, не единожды. Так, при формировании новой административной системы страны нижегородцы «отжали» к себе федеральный центр Саров с пригородами, хотя большая часть городской инфраструктуры расположена на мордовской территории. Бытовало мнение и о желании населения Болдинского района области перейти под юрисдикцию Мордовии. Не зря руководитель тамошней администрации долгие годы был желанным гостем на всех инаугурациях Главы РМ и торжествах по случаю Дня сельского хозяйства. Но годы шли, а все оставалось по-прежнему…
***
…К лету 1995 года в редакции «Столицы С», где я тогда работал, созрела идея организовать серию интервью с губернаторами соседних нам областей. Вызнать, так сказать, мнения «ближайших родственников». До чуваша с рязанцем не дозвонились, пензенец никак не прореагировал, ульяновец сослался на большую личную усталость от журналистов. И только пресс-секретарь нижегородца Немцова откликнулся сразу: «Приезжайте. В воскресенье губернатор будет Вас ждать»…
Чудесное июньское утро на Волге. Величественный Кремль. В древних липах парка орут воробьи. Пахнет свежей листвой, прибитой дождем пылью. От кафешек тянет кофием. На улицах по-воскресному малолюдно. В здании губернской администрации сонный милиционер, глянув красным глазом в паспорт, кивнул мне на дверь: «Ждет…»
Вхожу в кабинет руководителя третьего по значимости региона страны (в 90-е Нижний Новгород претендовал на статус экономической столицы России!). В обширном кресле, за обширным столом меня встречает красивый статный парень, в очень модных по тем временам вареных джинсах, с копной непослушных волос на голове и наидружественнейшей улыбкой в пол-лица.
«И где же среди этих ваших трупов, убийц и воров я найду себе место?» – удивился Немцов, листая привезенные экземпляры нашей газеты.
«А мы, Борис Ефимович, выходим каждую неделю заново…» – вывернулся я.
Губернатор, сочтя этот фортель удачной шуткой, запрокинул голову и громко захохотал, сотрясая древние своды…
Наша встреча состоялась в преддверии губернаторских выборов, в которых Немцов собирался участвовать (и успешно в дальнейшем победил). В связи с этим первым делом спросил его о готовности претендовать на пост Президента (голосование состоялось в 1996-м).
«Президента Мордовии ?» – состроумничал собеседник: на тот момент нашим регионом официально руководил спикер Госсобрания.
«Нет, ха-ха-ха, – России» – уточняю я.
«Нет. – посерьезнел Немцов. – Не собираюсь. У меня и здесь много дел…»
Далее последовали полтора часа обстоятельного разговора на социально-экономические темы. Нижегородчина в те годы демонстрировала настоящий экономический прорыв: возрождался ГАЗ, разворачивалась знаменитая Нижегородская ярмарка…
Прерывая поток о миллионах долларовых инвестиций, приватизационных победах и людской защищенности, спрашиваю Бориса Ефимовича о проблемах.
«Конечно, существует масса проблем. – заверяет он. – Но если бы их не было, то я бы наверняка здесь не работал – скучно…»
Во время разговора выяснилось, что Немцов все-таки готовится к выходу на общефедеральную политическую сцену. Первым шагом к тому должна была стать его встреча с Владимиром Жириновским в тогда очень популярной телепрограмме «взглядовца» Александра Любимова «Один на один». Наше интервью было опубликовано за 2 дня до эфира, ставшего как потом стало ясно – историческим.
«Вы знаете, как расшифровывается ЛДПР? – задался вопросом Немцов. – «Ложь. Демагогия. Провокация. Рисовка». Вот это все – про Жириновского!.. Хотя говорит совершенно замечательно…»
18 июня 1995 года в прямом эфире ОРТ (ныне «Первый канал») в программе «Один на один» центральной темой дискуссии стала поездка Жириновского в Буденновск, где чеченскими террористами были захвачены в заложники больше 1 000 человек. Немцов предлагал с ними договориться, а Жириновский выступал за силовой вариант решения.
В пылу полемики Жириновский сказал, что Нижегородская область лидирует в стране по количеству венерических заболеваний, на что Немцов посоветовал собеседнику пройти курс лечения от «венерической обеспокоенности» и показал Владимиру Вольфовичу журнал «Playboy» с интервью, в котором Жириновский утверждал, что «спал» с 200 женщинами.
Немцов: Мы вас вылечим!
Жириновский: Да не надо лечить нас!
Немцов: У нас два укола и всё…
После чего Жириновский плеснул в оппонента апельсиновым соком. Выплеснувшийся из стакана сок попал губернатору на лицо, рубашку и частично — пиджак. В ответ Немцов плеснул в лицо лидеру ЛДПР из своего стакана, но Жириновский увернулся. Началась ожесточённая драка.
Передача была прервана, и ответ Немцова остался за кадром. Выпуск телепрограммы, имевший огромный успех, на следующий день внепланово повторяли. «Обливание апельсиновым соком» теперь — жанр в политике, а Жириновский — признанный полит-шоумен страны, неоднократно повторял этот прием в последствии.
***
…1997 году политическая карьера Бориса Немцова достигает своего пика. 17 марта 1997 г. Указом Президента РФ Бориса Ельцина он был назначен первым заместителем премьер-министра РФ Виктора Черномырдина. С 24 апреля по 20 ноября 1997 г. совмещал этот пост с ключевой в стране должностью министра топлива и энергетики. И навсегда вошел в российскую историю в составе ельцинской команды «Младореформаторов».
Сейчас уже многими подзабылось, что именно Немцов стал первым политиком, который решил пересадить российских чиновников с иномарок на отечественные машины ВИП-класса. Разумеется – «Волги». По этому поводу на ГАЗе разработали даже новую линейку «членовозов». Кампания была шумной, но недолгой.
Свой первый визит в регионы в новом качестве Борис Немцов совершил 2 июля 1997 года именно в Мордовию. Как считается – по прямому указанию Бориса Ельцина и Виктора Черномырдина. И до него, и уж конечно после – республика принимала многих знаменитых руководителей самых разных уровней и качеств. Но этот приезд получился особенно ярким…
Встречали Первого вице-премьера РФ поездом в Рузаевке. По неведомой причине вагон, шедший первым за локомотивом, подали в самое начало перрона в ту его часть, где вокзальные постройки практически примыкают к путям. Так что, наш Глава и многочисленные сопровождающие были вплотную затерты в узкую щель меж поездом и стеной.
«Коленька, ну как ты!» – зычно крикнул Немцов, появившись в проеме тамбура. И приподпрыгнув с верхней ступеньки, фактически обрушился с объятьями на Николая Ивановича.
«Идите сюда , – звал своих спутников гость, окруженной гурьбой встречающих,. – Поешьте с дороги хлеба… Тут отличные девушки. Не зря ехали…»
Впрыгнув в причитающуюся ему новенькую «ГАЗель» (они только-только тогда стали появляться и считались престижной диковинкой) Немцов ссадил оттуда чиновников и загрузил автобусик нижегородскими журналистками, по случаю оказавшимися рядом:
«Дайте мне с родными земляками пообщаться…»
Одним из пунктов программы стало посещение водочного производства Мордовии (тогда у нас наиболее развитого).
«С утра не пью! – категорически отказался гость от дегустации. – Но вашу «Особую» я недавно пробовал в Думе. В три часа ночи. Когда Николай Иванович добился для Мордовии всего, чего хотел, а Дума опустела, мы с ним пили эту водку. Супер! С утра встал – ничего! Ни голова, ни ноги не болят…»
Во время официальных церемоний в центре Саранска Немцова встретила большая делегация торговцев-челноков со Светотехстроевского рынка. Предприниматели, массово протестовавшие против введения для них обязательных кассовых аппаратов, требовали личного общения с демократом и звали к себе в гости. Немцов пообещал быть вечером.
И отправился в Белый Дом – участвовать в совещании ассоциации регионов Поволжья «Большая Волга», для чего и приехал в Мордовию.
Во время официального приема там тоже случилась интересная сценка. Группа с Немцовым и Меркушкиным пересеклась на 8 этаже с премьер-министром РМ Владимиром Волковым, сопровождавшем двух бизнесменов из Англии и Чехии. Гости были представлены друг другу. И Борис Ефимович тут же затороторил по-английски, налаживая контакты с инвесторами. Европейцы, видимо уставшие от трудностей мордовского перевода, заметно воспряли духом.
Итак, картина маслом: Дом республики; холл перед залом официальных приемов; трое на английском о чем-то увлеченно воркуют; и вокруг, ничего не понимая из их разговора, застыла обширная группа официальных лиц.
Итогом этой мизансцены стало подписание договора, положившего начало многолетнего нашего сотрудничества с чехами и их партнерами в пивоваренной отрасли.
В тот день Борис Немцов сдержал свое слово. И приехал-таки на Светотехстрой к торговцам. Когда он вышел из микроавтобуса вместе с Николаем Меркушкиным, собравшаяся толпа его не узнала.
«Киркоров, Киркоров » – пронеслось по рядам. Немногим более года тому назад обредший свое счастье в законном браке с Примадонной Филипп Бедросович, был тогда у всех на языке.
Но разговор народа с Немцовым получился далеко не музыкальный. Забравшись в самую людскую гущу, Немцов и Меркушкин более часа объясняли политику государства. Но когда челнокам стало ясно, что платить через кассу все равно придется, напряжение возросло настолько, что обрушился хлипкий шиферный навес одной из рыночных построек. К счастью, никто не пострадал.
Руководителей из толпы выводила охрана, взяв чиновников в плотное кольцо. Больше такой близости с народом ни у одного из гостей нашей республики не наблюдалось никогда!..
***
Он прожил бурную, яркую, и, наверное, толковую жизнь. И – все…
Эх, Боря….
3 марта 2015 года
«Столица С»