14.01.2019
История. Интервью с Борисом Немцовым, декабрь 2003 год. Видео
В последнее дни в моих группах и среди друзей часто вспоминали партию СПС и винили во всех грехах. Грехи наверняка есть — и в 1999-2000 г., и последующие годы тоже. Но люди, как и везде, были разные, и поступки тоже. Как мне сказали сегодня же — “Мы честно делали свое дело и верили в будущее и свободу”.
Немцов искренне верил, хотя, бывало, и ошибался, и доказал это многократно.
Эта программа записана почти сразу после проигрыша СПС на выборах 2003 года
Фрагмент программы “Прямая речь”, ТК “Волга” (Нижний Новгород),
эфир 20 декабря 2003 года
Ведущая Алла Рощина
00:01 О прошедших выборах в Госдуму.
Ошибка СПС – не заняли жестко оппозиционную позицию.
01:30 О строительстве корпоративного бюрократического государства.
05:05. О блоке «Родина» и Рогозине.
07:24. О тарифах и Водоканале в Нижнем.
08:03. О планах на новый год: о формировании широкой демократической коалиции, едином кандидате на президентских выборах.
– Добрый вечер, Борис Ефимович.
– Добрый вечер.
– Во время общения с россиянами президент Путин весьма резко отозвался о Союзе правых сил, в частности, о Чубайсе. Как вы оцениваете эти слова?
– Ну, я согласен, что Союз правых сил во время прошедших выборов допустил ошибки, и самая главная ошибка состоит в том, что мы так и не заняли четкую и ясную позицию по отношению к власти, по отношению к курсу на строительство бюрократического государства, который проводит власть, и по отношению к архитектору этого курса – президенту Путину.
Нам, конечно же, надо было занять жестко оппозиционную позицию, потому что мы считаем, что опора на коррумпированную бюрократию, опора на полицейщину, введение в стране тотальной цензуры, продолжение чеченской бойни (сейчас вы видите, что в Дагестане происходит), централизация управления, перекачка денег в Москву, зажим малого и среднего бизнеса, зажим независимой печати, сворачивание федерализма и местного самоуправления – это путь в бесправие, это путь в бедность, и мы должны твердо и ясно сказать «нет» полицейско-бюрократическому государству и «нет» курсу президента Путина.
К сожалению, эти слова мы не произнесли, и в этом одна из самых серьезных и глубоких причин нашего поражения.
Что касается режима, который сейчас создан – это режим однопартийной системы, партия «Единая Россия» контролирует конституционное большинство в Думе, партия в любой момент готова совершить конституционный переворот, изменить Конституцию. Сейчас они это делать не будут, поскольку не велит президент, но к концу его второго срока, а именно в 2006–2007 году, эта партия, как послушное тупое устройство в руках чиновников кремлевской администрации, попытается изменить Конституцию, в первую очередь, продлив пожизненно полномочия президента Путина и тем самым приблизив Россию к Туркмении и к Белоруссии. Причем, всё демократической общественности будет объяснено, как всегда, элегантно, будет сказано, что выбор между Жириновским и Путиным, либо между Лукашенко и Путиным, либо между Жириновским, Лукашенко, Рогозиным и Путиным, или, короче говоря, выбор между фашистами и Путиным, и в этой ситуации мы должны сплотиться вокруг единственного руководителя государства, который является гарантом от фашизма. Мы подобного рода систему однопартийную уже проходили, ведет она Россию в тупик.
И надо иметь в виду вот что: что бюрократическое государство, его экономическая основа – это корпорация. Это Газпром, это РАО ЕЭС, это железные дороги, это Транснефть и так далее. А государство, где основой экономики являются корпорации – это государство, где очень мало состоятельных людей и миллионы бедных. Бюрократы не могут следить за малым и средним бизнесом, поскольку таких субъектов десятки и десятки миллионов в стране должны быть. Они должны как кровопийцы присосаться к экономике и присосаться они могут только к крупным корпорациям. Поэтому путь на полицейско-бюрократическое государство – это путь в бедность огромного количества нижегородцев и граждан нашей страны в целом. Мы этот курс не приемлем, мы будем с ним бороться.
– Борис Ефимович, а вот те несколько одномандатников от СПС, которые все-таки прошли в Думу… Павел Крашенинников уже остался в партии СПС, но вошел во фракцию «Единая Россия». Как вы оцениваете?
– Мы говорили с Павлом на эту тему. Вы знаете, во времена Ульянова-Ленина буржуазные специалисты работали на большевиков, при этом зачастую, особенно, у кого была смелость, сохраняли свои убеждения и свои взгляды. Павел, действительно, является профессионалом высокого уровня, он был одним из лучших министров юстиции, он автор законодательства о судебной реформе, и дай бог, чтобы ему позиция в Думе позволила защитить наше законодательство от попыток полной реставрации и внедрения полицейских основ уже в законодательство. Я не думаю, что у него какие-то очень большие возможности в этой части, потому что всё будет решаться, естественно, не в Думе, а в другом помещении, но, тем не менее, он, как человек профессиональный и совестливый, может быть, в какой-то степени защитит Россию от произвола спецслужб и коррумпированной бюрократии.
– Блок «Родина», его лидер Глазьев намерен присоединиться к коммунистам, а Рогозин в свое время говорил, что ни в коем случае не хочет каким-то образом быть присоединенным к «красно-коричневым». Блок «Родина» взорвется? Это предсказуемо.
– Нет, ну то, что этот блок недолговечный – это очевидно. Рогозин – националист, Глазьев – социалист, вместе они национал-социалисты, для них такое клише, видимо, не очень удобно, и очевидно, что они разошлись в политическом плане еще задолго до этого. Блок рассыпется на две части, рогозинская часть гораздо более комформистская, более лояльная, более такая, я бы сказал, услужливая к Кремлю, а глазьевская как раз более автономная. Скорей всего, они рассыпятся на куски, но дело в том, что в Думе блок «Родина» никакой роли не играет, потому что больше трехсот депутатов «Единой России», и голосование блока «Родина» не имеет никакого смысла ровным счетом. Это так, под микроскопом какая-то возня политических лидеров, которая мало будет заметна нашим гражданам, но что будет им заметно – что через год они вспомнят, что Глазьев обещал вернуть богатства народу, и он при этом ничего не сделает. И второе: он обещал увеличить всем зарплаты и пенсии в 5 раз за счет повышения природной ренты, и тоже обманет. То есть, я думаю, надежды, которые народ связывал с блоком «Родина», они растают уже к концу года, выяснится, что всё, что они говорили – это обман. От начала до конца.
Что не услышали избиратели, главное, о чем мы говорили. Что у нас уже изымали природную ренту. В Советском Союзе вся природная рента зачислялась в бюджет, олигархов не было, все компании нефтяные были государственными, вся рента зачислялась в бюджет. Тем не менее, ни наши пенсионеры, ни наши врачи, ни учителя счастливы от этого не стали. Люди, к сожалению, вот эту очевидную вещь историческую не заметили, а жаль. Кстати говоря, тогда и добыча нефти была 600 млн тонн, а не как сейчас – 400. Ну, разочарование избирателей не за горами, это очевидно, главное, чтобы не было, ну, чтобы сохранилась хоть какая-то память политическая. Ну, мы напомним.
– Депутаты городской думы на этой неделе не утвердили повышенные тарифы Водоканала, и Водоканалу фактически грозит банкротство. Раньше всё понятно: банкротство, частный капитал, тот же РКС, и, в принципе, схема ясна. Вот что будет в новой России не очень понятно? На ваш взгляд, государства больше <нрзб.>?
– Вы знаете, я считаю, что у монополий <разрыв в записи> …Умные люди, и я бы на месте депутатов городской думы провел бы конкурс на право управления Водоканалом с тем, чтобы при нынешних тарифах найти тех, кто способен обеспечить и бесперебойную работу и подачу воды людям, и с другой стороны – чтоб можно было зарабатывать деньги, чтобы система не выходила из строя.
– Борис Ефимович, последний вопрос. Я понимаю, что настроение, может быть, не то, но, тем не менее. Скоро Новый Год…
– Ну, почему, у меня нормальное настроение.
– Какие у вас планы, чего вы ждете от будущего года, и как собираетесь встречать?
– Я жду чемпионата Европы по футболу от будущего года, Олимпийских игр. Что еще жду от будущего года… Ну, формирования широкой демократической оппозиции я жду, и готов всячески этому содействовать. Ну, и, в общем, для меня это будет серьезное испытание, будущий год, потому что, согласитесь, в новом качестве нужно бороться, чтобы, действительно, двигаться вперед.
– Ну, бороться вам не привыкать, насколько я помню.
– Ну, естественно.
– А как собираетесь встречать Новый Год?
– Я думаю, что в кругу близких и друзей, но вот формат еще, и даже место, где мы будем встречать, мы не определили еще, не до этого, на самом деле.
Мы сейчас ведем консультации о едином кандидате, о нашей позиции на предстоящих президентских выборах, поэтому вот сейчас, вот, заранее про Новый Год думать мне просто некогда. Думаю, что на следующей неделе всё решим и заодно посоветуемся с телезрителями телекомпании «Волга» и журналистами телекомпании. Может, у вас есть какие-нибудь идеи?
Алёна Голубева
Оригинал