09.10.2019
История. Пресса о Борисе Немцове
АРХИВ СМИ ЗА 29.11.1999
«Российский адвокат» № 6
Борис Немцов: «Обещаю не врать и не воровать»
Юрий ДМИТРИЕВ
Горячий август девяносто первого.
В те дни казалось, что страна летит в пропасть гражданской войны. Волны слухов катились над собравшейся у Белого дома толпой, сквозь которую продирался к 10-му подъезду молодой черноволосый человек. Он выехал с семьей из Нижнего вчера, чтобы отправиться в отпуск в город своего младенчества Сочи. Успели добраться до Москвы и услышали про Форос, ГКЧП, про скликавшего демократов к Белому дому Ельцина. Оставив жену и дочь в гостинице, молодой человек поспешил на зов. Это был Борис Немцов. К тому времени он уже защитил кандидатскую. Ему прочили карьеру учёного, и он с удовольствием занимался наукой. Она и привела его в ряды “зеленых”.
В Нижнем проектировалась атомная станция. А еще кровоточили раны Чернобыля, и, забытые всеми, тихо помирали “ликвидаторы”. Естественно, возникло стихийное движение против опасного строительства. Немцов, в силу настырности и постоянного желания доказать в первую очередь себе, что он не напрасно коптит небо, не мог остаться в стороне. Популярность его росла, фамилия стала на слуху у городского люда. Опьяненный гласностью народ выдвинул Немцова кандидатом в депутаты Верховного Совета России…
Своих коллег по Верховному Совету он и встретил в Белом доме. Путч – спектакль закончился. Главный победитель стал раздавать соратникам награды и вытряхивать из руководящих кресел тех, кто поддержал путчистов. Получилось гак, что властные коридоры в Нижнем опустели.
Тогда-то Ельцин и вспомнил молодого и кудрявого. Призвал, долго и пытливо разглядывал. Сказал:
— Хочу, понимаешь, назначить тебя губернатором. Ты хотя и молодой, но вроде деловой. Не справишься – выгоню!
Первый коридор власти
Нижний Новгород представлял из себя тогда в силу военно-ведомственных интересов закрытый город. Область была заброшенной и запущенной, по уровню социально-экономического развития занимала место во второй полусотне. Люди стояли в длинных, как товарные составы, очередях, боясь, чтобы не сперли талоны на водку и продовольствие. Случались и голодные обмороки.
Молодой губернатор начал с того, что пригласил командующего 22-й армией генерала Ефремова и настоятельно порекомендовал ему готовить полевые кухни на случай, если люди будут падать от голода…
А дальше жизнь стала напоминать калейдоскоп, когда одно событие накатывается на другое и некогда остановиться и оглянуться на пройденный путь. Были отставлены наука и отдых, подрастающую дочь Немцов видел урывками. Он возрождал знаменитую когда-то на весь мир Нижегородскую ярмарку, работал с инвесторами для спасения старейшего в стране автозавода, руководил восстановлением церквей и монастырей… В круговерти дел пролетела выборная кампания в области, и губернатор превратился из назначенного в легитимного, то есть избранного народом.
В Нижнем появились первые торговые ряды и исчезли продуктовые очереди, а по московским улицам вновь двигались танки, чтобы закупорить в гаревом дыму бывшего соратника Ельцина и бывшего авиационного генерала, ставшего на несколько дней “президентом Верховного Совета”… Обманутые столичные вкладчики громили витрины офисов пирамидальных компаний, а в Нижнем таким же вкладчикам вручали специальные облигации, прозванные в народе “немцовками”, с помощью которых удалось сократить значительную часть финансовых потерь жителей области. В Москве менялись как перчатки вице-премьеры и министры, кремлевские любимцы в одночасье становились козлами отпущения, а на Нижегородчине, в этом “крае непуганых журналистов”, начал реализовываться российско-итальянский проект “Фиат”, давший заводу новые рабочие места.
Справка.
В годы губернаторства Бориса Немцова в губернию пришли инвестиции в размере примерно миллиарда долларов.
Было восстановлено 140 церквей и монастырей.
По уровню экономического и социальною развития губерния переместилась с места во второй полусотне на седьмое. Для этого понадобилось 5 лет.
Между тем российский Президент слабел на глазах. Ельцин маялся разными хворями, скрывая от любимого народа свои болячки. А после операции сдал совсем.
И тогда в Нижний приехала его дочь Татьяна.
— Ты человек, Борис? — спросила она Немцова.
— Ну?
— Когда папа был здоровым и сильным, он тебе помогал. Теперь твоя очередь помогать ему…
Из интервью Бориса Немцова
Да, Президент действительно поддерживал все мои начинания в Нижнем. Приглашал вместе с собой в зарубежные поездки. У меня возникало иногда ощущение, что он присматривается ко мне и даже временами проверяет “на вшивость”. Называл, например, меня Борисом вторым. Первый раз это произошло в 94-м на официальном приеме у друга Билла. Подвел меня к Клинтону: “Вот Немцов. Он повторит вашу судьбу. Сейчас он губернатор провинции, а будет моим преемником”. Клинтон уставился на меня. А я ему на английском языке объяснил, что это Президент у нас так шутит. Кстати, Ельцин запретил мне говорить при нем по-английски…
Москва чужаков не любит
На фоне пожилых, умудренных дворцовыми интригами министров новый первый вице-премьер смотрелся белой вороной. Оглядываясь в ту пору, можно утверждать, что затюканная невзгодами Россия симпатизировала ему. И чего-то с надеждой от него ждала. Возможно, не без основания. Помню, я находился в командировке в Уфе, когда вышел в свет инициированный Немцовым указ Президента. Он предписывал всем российским чиновникам пересесть с иномарок на отечественные авто. Этот факт стал предметом обсуждения в одной мужской юбилейно-праздничнои компании.
— Молоток кучерявый! — говорил юбиляр Виль Крылов. — А то раскатывают на “мерсах”, боятся мозоли набить на задницах. Правильно, пускай пересаживаются на “Волги” и “Жигули”, потрясутся на наших колдобинах… Только вряд ли хватит у молодого пороху…
— А у кого бы хватило? Чиновничья Москва чужаков не любит. Здесь правила поведения определяют годами наработанные связи, знакомства, существует совершенно четкая иерархия взаимоотношений, которую чужаку не просечь в одночасье. Этот круг не разорвать, не разрубить, он мягко всасывает и грубо выталкивает.
Казалось бы, все с этими авто понятно и просто, как рубка дров. Во-первых, экономия бюджетных средств. Во-, вторых, инвестирование собственного, 1 а не иноземного автомобилестроения. :
А в-третьих и четвертых — то, о чем сказал русский мужик Виль Крылов: качество российских авто и российских дорог доходчивее всего познавать собственным задом.
Первым выполнил указ Президента мэр Москвы. За ним больше половины губернаторов и несколько десятков чиновников правительства… На этом процесс затормозился.
Из интервью Бориса Немцова
Знаете, почему не получилось? Потому что не пересел сам Президент. Пошли подколки, вроде того, что указ – первоапрельская шутка. А он и в самом деле был подписан 1 апреля. Не захотели расставаться с иномарками ни Селезнев, ни Зюганов, которые так ратуют на словах за отечественное производство. Зюганов даже сострил в Думе по этому поводу: “Если бы Немцов был родом с Чукотки, он бы заставил нас ездить на оленях…”.
Как бы там ни было, но ореол самого молодого вице-премьера стал тускнеть в глазах затюканного нуждой обывателя. Да и не мудрено. Помню, была передача в прямом эфире. Беспринципно-хамовитый Доренко вещал о каких-то потанинских девочках, вроде бы есть даже пленочное доказательство. Когда Немцов потребовал, чтобы пленку прокрутили прямо сейчас, в прямом эфире, порножурналист вильнул хвостом и пообещал это сделать впоследствии.
Из интервью Бориса Немцова
Через некоторое время мы встретились с Доренко, и я спросил, где же находится пленка. “А ее и нет”, -— спокойно ответил он. “Зачем же ты трепался о ней?” — “Заказ был”.
Заказ на дискредитацию — это понятно. Да и почему бы ему не быть? Работая в правительстве, Немцов заставлял чиновников, инициировав указ Президента, заполнять декларации об имуществе, доходах и расходах. А это, пардон, по сравнению с официальной зарплатой — две большие разницы, как говорят в Одессе. Немцов был причастен к закрытию полукриминальной программы экспорта нефти, к отмене института уполномоченных банков, к распределению бюджетных средств на конкурсной основе. Отстаивал проект строительства второго нефтепровода в обход Чечни, чтобы лишить боевиков возможности воровать нефть…
Понятно, если козла оттаскивать от капусты, он будет бодаться. Березовский и некоторые олигархи начали бодаться, используя вместо рогов средства массовой информации.
Из интервью Бориса Немцова
— Было полное ощущение несвободы, безысходности от невозможности сделать то, что считаешь необходимым. Кроме Черномырдина и Ельцина, над тобой куча начальников. Это олигархи, которые бегают по Кремлю, как у себя дома. Это родственники и не родственники, “семья”, как принято сейчас говорить. Это всевозможные лоббистские группы. Я никогда не думал, что в Москве такое вязкое и коррумпированное чиновничество, что так трудно реализовывать очевидные идеи… После 17 августа у правительства была конкретная программа выхода из кризиса. Но нас даже не захотели слушать. Меня не выгоняли вслед за Кириенко. Президент сказал, что готов сохранить меня в прежней должности, как и обещал, до двухтысячного года. Но я уже знал, что прорабатывался вариант возвращения Черномырдина. С ним бы я все равно не сработался. Да и вообще, один в поле не воин. Написал прошение об отставке. И отставился.
Наверное, только друзья и родные знали, каково было в ту пору Борису Немцову. На людях бывший вице-премьер хорохорился, делал вид, что ему все нипочем. Но его пресс-секретарь Лилия Дубовая пооткровенничала в приватном разговоре:
— Растерянность чувствовалась. А что вы хотите. Он получил удар ниже пояса. Был излишне возбужден, смеялся как-то неестественно… Но через какое-то время взял себя в руки. И стал прежним…
Вор должен сидеть в тюрьме, даже если он депутат!
Вся наша сегодняшняя жизнь перегорожена порогами, заторами, завалами. То дыры, то войны, то взрывы, то выборы. И все связано, скручено в один узел, имя которому Власть. От нее зависит, как будем жить завтра, через год, через десять.
— Как вы относитесь к власти, Борис Ефимович? В частности, к президентской и персонально к Борису первому?
— Для меня Ельцин – это три человека, очень непохожих друг на друга. Первый – Ельцин-бунтарь, герой на танке, глава государства, хотя и далеко не безупречный. Второй – тень Коржакова, человек, плывущий по течению, для которого главное удержаться у власти. Третий – президент-дедушка, больной и оставшийся в одиночестве. Мне жалко его… Считаю, что во время выборов надо провести референдум об ограничении власти Президента. На референдуме поставить вопрос: Президент имеет право назначать правительство по согласованию с Госдумой и не имеет права его снимать без согласования с ней. Иначе мы будем заложниками тех непредсказуемых действий, которые демонстрирует нынешний Президент и, возможно, станет демонстрировать будущий.
— Что вы скажете о сегодняшнем составе Думы? Как вы к ней относитесь?
— Я отношусь к ней, как к Паниковскому, притворяющемуся слепцом. Просит тебя перевести его через дорогу и аккуратно чистит твои карманы. Работая в правительстве, я к сожалению, недооценивал роль Думы. Казалось, она – либо депутатские истерпки, либо клоунада Жириновского. А ведь именно Дума провалила налоговую реформу и Закон о земле. Она проголосовала за бездефицитный бюджет и за пирамиду. Значит, является прямой соучастницей дефолта 17 августа. Так что не стоит Думе рядиться в белые одежды.
— В предвыборной программе вашей правой коалиции есть два любопытных момента: отмена депутатской неприкосновенности и импичмент для губернаторов…
— Вор должен сидеть в тюрьме, даже если он депутат. И никакого иммунитета. Посмотрите тот же список ЛДПР: то один, то другой числятся в федеральном розыске. И, конечно, готовы заплатить из наворованного, чтобы обрести депутатскую неприкосновенность… А закон о губернаторском импичменте необходим, чтоб они не стремились стать удельными князьями и опять же чтоб не заворовались. Процедура отстранения нами разработана.
— Можете ли вы, Борис Ефимович, обозначить цели “Союза правых сил” несколькими словами?
Наша главная цель – делать дело. Для этого мы и идем во власть. Не люблю давать обещаний, но все же скажу: обещаю не врать и не воровать.
29.11.1999
«Российский адвокат» № 6
WevArchive