19.10.2019
Пресса о Борисе Немцове
«Коммерсантъ»
Борис Немцов вводит санкции против России
Оппозиционер предлагает сделать их именными
18.11.2010
Один из лидеров движения “Солидарность” Борис Немцов в ходе своего визита в США призвал старшего директора по России Совета национальной безопасности США Майкла Макфола выйти из российско-американской комиссии по вопросам гражданского общества. Ее сопредседателем с российской стороны является первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Выступая в конгрессе США, господин Немцов предложил включить его фамилию в законопроект, касающийся запрета на въезд в США российских чиновников и сотрудников правоохранительных органов из так называемого списка Магнитского. Господин Макфол отказался это комментировать, а Борис Немцов сообщил “Ъ”, что тот поддержал его идеи.
16 ноября Хельсинкская комиссия конгресса США провела мировую премьеру документального фильма “Правосудие для Сергея” — о жизни и обстоятельствах гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Перед показом фильма выступил лидер Хельсинкской комиссии конгресса США Бенджамин Кардин, который в конце сентября вместе с членом палаты представителей Джеймсом Макговерном внес законопроект, касающийся запрета на въезд в США и финансовые санкции для примерно 60 человек из так называемого списка Магнитского. В него включены сотрудники правоохранительных органов и российские чиновники, которые, по мнению составителей, виновны в гибели Сергея Магнитского. Старший директор по России Совета национальной безопасности США Майкл Макфол заявил перед премьерой, что люди, которые причастны к смерти юриста, наказания не понесли. Эту тему развил один из лидеров движения “Солидарность” Борис Немцов, которого пригласили выступить в конгрессе. Он заявил, что этот законопроект важен в первую очередь для России, потому что “большое количество людей гибнут в следственных изоляторах и тюрьмах ровно по тем же причинам, по каким погиб Магнитский”: “А поскольку за год следствие не продвинулось, чтобы наказать виновных, то этот законопроект выполняет эту функцию”. При этом господин Немцов подчеркнул, что никакой “русофобии в таких проектах нет”.
Оппозиционер выступил с рядом предложений американским законодателям, идея которых, как он пояснил “Ъ”, в том, чтобы “страну не трогать, а негодяев наказывать”. Законопроект о запрете въезда в США и финансовых санкциях против причастных к гибели Сергея Магнитского российских граждан господин Немцов предложил дополнить фамилией первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова, поскольку он входит в круг чиновников, которые “ответственны за нарушение Конституции и нарушают демократические права граждан”. “Считаю, что Сурков — первый, кому должен быть закрыт въезд на Запад,— сказал “Ъ” господин Немцов.— Именно он ответственен за установленную в стране цензуру, именно он отвечает за то, что выборы в России превратились в абсолютный фарс, именно он создавал, а потом и финансировал экстремистские кремлевские молодежные организации, которые проводят в центре Москвы марши ненависти, а правозащитников и оппозиционеров представляют как нацистских преступников”. По словам господина Немцова, американские законодатели “не очень понимали, насколько болезненны для российских чиновников международные санкции”. “А я им объяснил, что у многих дети за границей учатся, они имеют на Западе собственность, счета и их мечта — зарабатывать в России, а жить за границей”,— рассказал оппозиционер, отметив, что тему введения санкций против чиновников поддерживают и демократы, и республиканцы.
Борис Немцов предложил также принять пакт о поддержке демократии в России, суть которого состоит в том, чтобы вводить санкции не против страны, а против отдельных лиц: “Америка привыкла жить в режиме санкций против стран, а режим санкций против отдельных чиновников — такого у них еще не было”. Также он выступил с предложением отменить поправку Джексона–Вэника, которая направлена против России, и выступил за ратификацию договора СНВ-2 и за вступление России в ВТО, поскольку и то и другое отвечает как интересам России, так и других стран.
На конференции республиканского Фонда местных политических инициатив Борис Немцов сказал, что Майкл Макфол “рискует своей репутацией, сидя на соседних стульях с Владиславом Сурковым в российско-американской комиссии по вопросам гражданского общества”. А на встрече с самим господином Макфолом господин Немцов сказал ему, что “быть сопредседателем комиссии вместе с Сурковым — это личная катастрофа”, и призвал выйти из нее. Майкл Макфол вчера сказал “Ъ”, что не может говорить об этом по телефону, а Борис Немцов утверждает, что он его идеи поддержал.
К лоббированию идеи введения международных санкций против российских чиновников лидер “Солидарности” намерен привлечь и других оппозиционеров. Член коалиции “За Россию без произвола и коррупции” Михаил Касьянов (в нее входит и Борис Немцов), который также в ближайшее время посетит США, на вопрос о поддержке идеи своего соратника ответил, что “тут нечего комментировать”. Напомним, что ранее господин Касьянов отказался подписать заявление коалиции с требованием президенту немедленно отправить в отставку господина Суркова. А глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая была в прошлом году в числе подписантов открытого письма против включения Владислава Суркова в российско-американскую комиссию по вопросам гражданского общества, вчера Бориса Немцова поддержала: “Он борец, и я очень сочувствую Владиславу Юрьевичу, потому что известно, чем закончилась его (Бориса Немцова.— “Ъ”) борьба с Юрием Лужковым”.
Глава общественного совета президиума генсовета “Единой России” Алексей Чеснаков сказал “Ъ”, что, по его мнению, господину Немцову не удастся претворить свои идеи в жизнь. “При чем тут список Магнитского, нарушение прав человека и Сурков — вообще странная постановка вопроса! — возмутился он.— На каком основании ему закрывать въезд? Тут нет никакой фактуры. В какой-то мере это характеризует психическое здоровье не только Немцова, но и тех, кто с ним встречается. Считаю, что на будущее в общении с ним надо быть аккуратными — бешенство, даже политическое, заразительно”.
Мария-Луиза Тирмастэ
Boris Nemtsov on Russia’s Future

Boris Nemtsov at an event hosted by Columbia University’s Harriman Institute and the Institute of Modern Russia
On November 17, 2010, Boris Nemtsov, a leader of the Russian democratic opposition and a former Deputy Prime Minister of Russia, spoke at Columbia University’s Harriman Institute on the current political situation in Russia and his perspective for its future. Echoing his thoughts and research in his recently published pamphlet, “PUTIN: What 10 Years of Putin Have Brought,” Mr. Nemtsov equated Prime Minister Vladimir Putin’s economic policy with Russia’s corrupted state. “If you break corruption, you will break Putin,” Mr. Nemtsov said.
The symbol of corruption in Russia remains the imprisonment of Mikhail Khodorkovsky. Mr. Nemtsov speaks in this video at length about how Khodorkovsky’s imprisonment is an impediment to foreign direct investment and perhaps even more importantly, how freeing Khodorkovsky allows President Dmitry Medvedev the opportunity to break free of Putin’s vertical power chain.
Allegations of corruption on a grand scale continue to dog the Kremlin. Transneft was accused by minority shareholder Alexey Navalny of embezzeling $4 billion during the construction of the East Siberia-Pacific Ocean pipeline. Some of the materials that support his allegations come from mid-level civil servants in the Audit Chamber, perhaps implying that vertical power is most profitable at the top.
Although much is written about the corruption in Russia, estimated by Russian authorities to be between $200 and $300 billion annually, the main indicator for investors is their return on investment.
There was another call today, to remove Russia from the group of emerging market powerhouses, BRIC and replace it with Indonesia. Although a fabricated group of emerging market countries, the allure of BRICs remain and companies from BRIC companies dominate indexes. Indonesia has a younger, growing population, maturing social and political institutions and commitment to education and public health and make it more attractive to foriegn investors. Above all, investors seek growth on their investment, as long as the Kremlin continues to siphon off working capital to grease their vertical power structure, Russia will only continue to be less productive and become less attractive to investors.