14.01.2021
Вспоминая Бориса Немцова
Олег Мороз
Воспоминания.
28 декабря 2019 года
В Московском издательстве «Маска» вышла книга Олега Мороза «Если не Путин, то кто? (Какие варианты были в 2000-м)».
История первого вице-премьера Немцова.
Отрывок из этой книги:
КАК БЕРЕЗОВСКИЙ ВЫПРАШИВАЛ У НЕМЦОВА “ГАЗПРОМ” И КАК ТОТ ПОСЛАЛ ЕГО НА Х…
Среди наиболее ярких эпизодов борьбы «младореформаторов» с олигархами – довольно фантастическая история о том, как Березовский пытался получить в свое фактическое владение «Газпром» и как Немцов (тогда первый вице-премьер) «отфутболил» его (июнь 1997 года).
Немцов (в интервью Дмитрию Гордону, декабрь 2008 года):
«Борис Абрамович Березовский – внимание! – хотел возглавить крупнейшую мировую энергетическую компанию “Газпром”… от которой зависит судьба и России, и Украины, и Европы, и очень многих стран и людей. Пришел ко мне и говорит: “Давай назначай меня туда руководителем» (а я был не только [первым] вице-премьером, министром топлива и энергетики, но еще и представителем государства в “Газпроме”). “Этого не будет никогда, – отвечаю. – Только через мой труп – ясно тебе? К газу ты никакого отношения не имеешь”…
Он на меня озадаченно посмотрел: “Нет, ты не понял. Черномырдин согласен”. – “В смысле?” – “Вот полюбуйся, проект решения: “Назначить Березовского председателем совета директоров” – и подпись премьера. Вяхирев, кстати, тоже «за». Рэм Иванович тогда председателем правления “Газпрома” был, а Черномырдин – премьер-министром, моим начальником: мы с Чубайсом у него в [первых] замах ходили. В полном шоке ему звоню: так, мол, и так, Виктор Степанович, и слышу в ответ: “Ну, ты…” – знаешь, как он умеет?
– Ни за, ни против…
– …Просто понять Черномырдина может только сам Черномырдин… “Простите, а что означает здесь ваша подпись?” – спрашиваю. “Что я прочитал этот текст”. – “Виктор Степанович, вы же премьер-министр! – не выдержал я, – и если стоит ваша подпись – вы, значит, согласны”. – “Ну давай, ты все-таки ответственный за это министр, сам разбирайся”.
Тут же набираю Вяхирева, а тот просто идиотом прикинулся: “Да ладно, Боря, я же знаю, что ты правильное решение примешь. Ну, пришел человек, пристал ко мне – что я мог сделать?” Вот тут я и понял, что живу в стране победившего бандитского капитализма. Только в его условиях возможен какой-то человек, – да, крупный бизнесмен, неглупый, по-своему харизматичный и яркий! – который управляет страной, назначает на ключевые должности, а теперь захотел еще и “Газпром”. Я уперся: “Этого не будет – точка. Пошел отсюда”, – и за Березовским закрылась дверь».
Но история на этом не закончилась. Березовского вовсе не смутило, что его так бесцеремонно выставили за дверь.
Немцов:
«Дальше визит в Китай… – Там строили гигантскую плотину «Три ущелья», и мы выиграли тендер на поставку турбин… Я отправился туда с группой бизнесменов с «Электросилы»… Прилетаю, схожу с трапа самолета, – а это западный Китай, малодоступный – и встречает меня… Березовский.
– В Китае?
– Да, на реке Янцзы. “В чем дело?” – спрашиваю. “Знаешь, мы как-то грубо, неправильно с тобой разошлись – надо все-таки эту проблему решить”. Я скрипнул зубами: “Боря, мы уже решили ее. Точка”.– “Нет, ты точно не понимаешь, вот Черномырдин…” В общем, ходил за мною как хвост. Китайцы вообще не понимали, что происходит: большая правительственная делегация, ГЭС, турбины, и вдруг человек какой-то – кто он такой? Ну что – не гнать же его поганой метлой. “Ладно, – махнул я рукой, – ходи. Жалко, что ли?”
Вскоре прилетает в Пекин Черномырдин – я, собственно, и готовил его визит. Пришли в наше посольство (бывшее советское),… и тут Борис Абрамович за Черномырдиным увязался: “Надо поговорить!” Заперся с ним в какой-то комнате и давай наушничать: “Виктор Степанович, у вас есть заместитель Немцов, так он ведь за человека вас не считает. Вы что велели? Назначить Березовского руководителем “Газпрома”, а Немцов сказал: “Нет!”, и вы это сносить будете? Он вас вообще в грош не ставит!” На самом деле, Березовский матом сказал, но я не могу повторением себя осквернить…
Виктор Степанович… [тоже] русским языком свободно владеет: сплошной мат-перемат, но тут сохранил нейтралитет: “А что я могу с Немцовым поделать? Он преемник (! – О.М.) …Чего ты ко мне привязался?” После этих слов Борис Абрамович вышел и пригрозил, что будет со мной разбираться, поэтому, говоря о стране бандитского капитализма, я имел в виду очень конкретные вещи – то, что Россией управляли не избранный президент, не депутаты, не мэры и губернаторы…»
Россией управляли олигархи? Тут Немцов несколько противоречит сам себе. Правильнее было бы сказать: некоторые олигархи, такие, как Березовский, Гусинский, ПЫТАЛИСЬ управлять страной, но из его же, Немцова, рассказа видно, что эти попытки вполне можно было отбивать.
Борис Ефимович так и не дал согласие на передачу «Газпрома» «под крыло» Березовского.
Кстати, из приводимой Немцовым реплики Черномырдина «А что я могу с Немцовым поделать? Он преемник…» видно, что преемничество Немцова, сменщика Ельцина на посту президента, уже считалось в тот момент, в июне 1997 года, как бы само собой разумеющимся. Причем – в самых высоких политических кругах.
5 января 2021 года
Facebook Олег Мороз
