Перейти к содержимому

Немцов: «Мы с Навальным не конкуренты, мы делаем одно дело»

20.01.2021
Интервью с Немцовым
О докладе «Путин.Коррупция»
28 марта 2011 года

Сопредседатели партии «За Россию без произвола и коррупции» Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Милов и Владимир Рыжков представили новый разоблачительный доклад.
Книга под названием «Путин. Коррупция» вышла тиражом 11 тысяч экземпляров. Но на этом авторы расследования останавливаться не собираются. И чтобы сделать тираж больше, по примеру блоггера Алексея Навального объявили о сборе средств.

Борис Немцов, который сейчас с нами в студии, выделил на это 50 тысяч рублей, как мы знаем

– Интересный очень сюжет – это ваша перекличка с Навальным, и с тем, что делает этот человек. Ведь он необыкновенно стал популярен, по крайней мере, в определенной среде. Он действительно собирает легко деньги, то, что он делает, интересует огромное количество молодых людей, которые, в общем, определять будут в какой-то момент, наверное, надеемся на это, будущее этой страны. Вот ему дают деньги, ему доверяют, он делает ведь конкретные дела какие-то, он не просто публикует доклады, он, в конце концов, подает судебные иски, он рассказывает о конкретных…

Немцов: Это вы мне про суд рассказываете, да?

– Даже какая-то гордость прозвучала в том, что вы с ним обсуждали этот доклад?

Немцов: Нет, это не гордость, это факт. Насчет судебных исков вы меня удивить не можете – я с Лужковым судился, с Батуриной, с другом Путина Тимченко…

– Вы конкурентом считаете Навального?

Немцов: Нет. Я считаю, что мы делаем одно дело. Я считаю, что он делает очень полезное дело, он занимается искоренением коррупции на уровне крупных компаний – «Транснефть», «Роснефть» и так далее. Мы занимаемся другим делом, но абсолютно коррелирующим с тем, чем занимается он. Мы занимаемся коррупцией Путина и его окружения. В этом смысле мы вообще никакие не конкуренты, мы дополняем друг друга.

Из интервью ТК «Дождь», посвященном выходу доклада «Путин. Коррупция».
28 марта 2011 г.


РАСШИФРОВКА

Дмитрий Казнин: Здравствуйте, Борис Ефимович.

Борис Немцов: Добрый вечер.

Татьяна Арно: Наконец-то мы вас заманили…

Немцов: Да. Да я давно хотел к вам прийти.

Казнин: Скажите, вы правда вот так вот посмотрели, как Навальный легко за день-два-три собирает огромные суммы, и тоже решили – чем черт не шутит, и мы соберем?

Немцов: А дело не в том, что можно собрать в Интернете деньги, это известная история – в Америке это делают, в Европе это делают. А дело в том, что есть конкретная вещь. Вот мы издали этот доклад «Путин. Коррупция». Конечно, наблюдатели, эксперты, небезразличные журналисты много из того, что мы здесь написали, знают и так. Ну, знают, что, например, Путин с Медведевым пользуются 26-ю виллами, дворцами, что у них есть 5 яхт в распоряжении, знают о том, что путинские дружки за годы его правления стали долларовыми миллиардерами, причем ничего плохого в этом нет, что если ты разбогател, но все они разбогатели за счет государства, за счет государственной собственности. Ковальчук вывел активы из «Газпрома», Ротенберги тоже прихватили часть «Газпрома», а сейчас подряды получили, Тимченко торгует государственной нефтью. Криминал ровно в том, что они на государственных активах разбогатели. Это тоже, конечно, многие знают. Но я считаю, что это не личное дело Милова, Рыжкова, Касьянова и Немцова, а это дело общества. Если общество действительно считает, что коррупция, она угрожает России как государству, то тогда люди должны участвовать в проекте. Мы обеспечим только прозрачность, ни одной копейки не будет украдено, это гарантировано, почему – потому что есть наблюдательный совет. Там Олег Кашин, там Ирина Ясина, там Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты», и известный блогер и продюсер Олег Козырев – достойные люди. Я, действительно, обсуждал этот проект с Алексеем Навальным, вы правильно сказали, он целиком и полностью нас поддерживает. Если народ соберет много денег, мы издадим миллион тираж, если народ ничего не соберет, значит, тираж будет маленький, и, значит, проблема коррупции…

Арно: То есть эти деньги, грубо говоря, пойдут только на то, чтобы распространить данное издание?

Немцов: Исключительно. Значит, деньги… Вот мы сегодня открыли счет, у меня на блоге есть номер этого самого счета в «Яндекс. Деньги». Вы, кстати, можете туда перечислить любую сумму, можете, кстати, с банкомата перечислять или с терминала, где вы оплачиваете мобильный телефон, неважно.

Казнин: А можем не перечислить.

Немцов: А можете не перечислять, если вас эта проблема не волнует – это ваше дело. И сумма не имеет значения, можете рубль перечислить, можете 50 тысяч рублей. Проблема не в этом, проблема в том, что… Если мы не соберем деньги, я не буду считать это трагедией. Это значит, что не тогда надо жаловаться, что когда вы детей в детский сад устраиваете, то с вас берут деньги, когда ваши дети вырастают, надо идти в университет, то с вас берут деньги, когда вы открываете бизнес, то с вас берут деньги…

Казнин: Подождите, вы говорите – не надо жаловаться…

Немцов: Не надо жаловаться, да.

Казнин: Но ведь Навальному отдали деньги. Может быть просто могут люди не довериться авторам доклада, ведь такое тоже надо рассматривать.

Немцов: Замечательно. Вот ровно потому… Я исхожу ровно из принципа, что не доверяют авторам доклада, именно поэтому мы создали абсолютно прозрачную систему. Есть наблюдательный совет, состоящий из достойных приличных людей, есть объявленный нами аукцион между типографиями – выиграет та из типографий, которая предложит наименьшую сумму с тем, чтобы мы тираж наибольший издали. И, собственно, таким образом прозрачность гарантирована. Кроме того, если есть желающие еще контролировать наши счета, мы готовы и их пригласить.

Наталия Геворкян: Борис, объясните мне, пожалуйста, а вот предположим, вы набрали деньги, отлично, и напечатали, там, миллион-два-три-пять, сколько угодно, но если вы не набрали, тогда какой вообще смысл в этом докладе. Я это знаю, правильно, я читала предыдущий доклад, я читаю «КоммерсантЪ», потому что я вижу, как много там компиляционных материалов… Тогда какой смысл его делать, если вы не уверены, что вы найдете деньги, для кого тогда он?

Немцов: Не, для меня это будет… Это диагноз. Диагноз такой…

Геворкян: Ааа, то есть вы проверяете общество?

Немцов: Нет, я не проверяю. Я просто… Я считаю, что коррупция – это уже не проблема, я считаю, что коррупция – это система, которая угрожает государству, России. Что ничего… Вот, например, цены растут из-за того, что растут тарифы на газ, на коммунальные услуги, тарифы на газ растут из-за того, что дружки Путина вынимают активы, нищает народ, потому что ставка сделана на коррумпированные монополии, среднего класса в стране нет, потому что людям не дают возможность открыть свой собственный бизнес и начать свое дело, налоги растут, потому что «Газпром» у нас оффшор и налоги не платит – это друзья путина, народ спивается, потому что 11 ликеро-водочных заводов принадлежат Ротенбергу, знаете это, кстати, или нет? 11 ликеро-водочных заводов!

Казнин: Ну, наверное, не только поэтому народ спивается.

Немцов: Для своих друзей он налоги не поднимает, поэтому водка доступная, и народ пьет. Но дело… И мы, кстати, предлагаем рецепт, как снизить. Если же люди считают, что у нас все хорошо, замечательно, что наш рулевой будет править нами до 2024 года – о’кей, годится.

Геворкян: То есть это показатель реакции общества?

Немцов: Во многом.

Казнин: Скажите, интересный очень сюжет – это ваша перекличка с Навальным, и с тем, что делает этот человек, ведь он необыкновенно стал популярен, по крайней мере, в определенной среде. Он действительно собирает легко деньги, то, что он делает, интересует огромное количество молодых людей, которые, в общем, определять будут в какой-то момент, наверное, надеемся на это, будущее этой страны. Ну вот ему дают деньги, ему доверяют, он делает ведь конкретные дела какие-то, он не просто публикует доклады, он, в конце концов, подает судебные иски, он рассказывает о конкретных…

Немцов: Это вы мне про суд рассказываете, да?

Казнин: И так далее. Вы ведь, даже какая-то гордость прозвучала, в том, что вы с ним обсуждали этот доклад?

Немцов: Нет, это не гордость, это факт. Насчет судебных исков вы меня удивить не можете – я с Лужковым судился, с Батуриной, с другом Путина Тимченко…

Казнин: Вы конкурентом считаете Навального?

Немцов: Нет. Я считаю, что мы делаем одно дело. Я считаю, что он делает очень полезное дело, он занимается искоренением коррупции на уровне крупных компаний – «Транснефть», «Роснефть» и так далее. Мы занимаемся другим делом, но абсолютно коррелирующим с тем, чем он. Мы занимаемся коррупцией Путина и его окружения. В этом смысле мы вообще никакие не конкуренты, мы дополняем друг друга. Я только вам могу одно сказать, что есть такой знаменитый диктатор Ли Куан Ю, вы знаете, да, лидер Сингапура, который является автором «сингапурского чуда», вот он установил три принципа, как искоренить коррупцию: первое – это чистая высшая власть, второе – неотвратимость наказания и третье – достойные условия жизни для чиновника.

У нас не реализован ни один, но мы хотим как раз очистить власть от скверны – понимаете, чем мы занимаемся. В этом смысле никакой конкуренции нет. Дальше. В политике не бывает плагиата, должен вам сообщить страшную новость как экс-физик. Не бывает плагиата. Значит, если деньги собираются открыто и честно в Интернете, то эта технология, на мой взгляд, для оппозиции единственная возможная, чтоб вообще как-то двигаться вперед, и то, что мы это делаем, я считаю, это абсолютно нормально. По крайней мере, пусть оппозиция показывает, как честно собирать деньги и честно их тратить.

Казнин: А может Навальный гипотетически стать единым кандидатом от вашей партии?

Немцов: Я считаю, это нормальные вещи. Если он готов участвовать в праймериз по выдвижению единого кандидата, я буду…

Арно: Вы готовы в его пользу отказаться, лично вы?

Немцов: Я, во-первых, еще не выдвигался, начнем с этого.

Казнин: Мы имеем в виду не лично вас…

Немцов: Давайте, я за себя буду говорить, ладно? Значит, я считаю его очень достойным человеком. Если он проявит такую инициативу, я буду всячески этому рад.

Арно: Просто ваш доклад – это явная политическая кампания.

Немцов: Послушайте, это 100% наша политическая кампания по наиболее жгучему для страны вопросу.

Арно: Ваша… то есть вы еще между собой не решили, кто…

Немцов: Что значит – кто? Автором доклада является Партия народной свободы, вот это здесь написано. Это действительно наша политическая кампания, мы занимаемся наиболее болезненной, наиболее серьезной, наиболее опасной для страны проблемой, а именно искоренением коррупции в высших эшелонах власти. Если Алексей захочет принять участие в праймериз – я буду рад, я всячески это поддержу.

Казнин: Вы не обсуждали с ним?

Немцов: Мы обсуждали.

Казнин: Как он отреагировал?

Немцов: Он думает.

Казнин: Вот так вот.

Немцов: Да, вот так вот.

Казнин: Но это ведь будет связано с тем, что смешается ваш электорат и электорат Навального…

Немцов: Слушайте, нам нечего делить, вы не поняли. Мы ж не «Единая Россия», понимаете, партия жуликов и воров, мы приличные люди. Нам делить нечего, мы хотим от власти отстранить клептократию, провести в стране честные выборы, создать парламент – место для дискуссий, внимание, и после этого провести модернизацию страны, потому что без политической модернизации никакая иная невозможна. Вот что мы хотим. Дальше. Я не рассматриваю Алексея как конкурента для себя лично, хочет участвовать – пусть участвует.

Казнин: Так это мы выяснили, кстати. Но не получится ли так, что если, представим, он, все-таки, окажется кандидатом, ваша поддержка ему только помешает?

Немцов: Это его выбор. Я, знаете, я… Насильно мил не будешь. Значит, если человек не хочет, то и не надо. Это же такая история – каждый сам творец своей судьбы.

Казнин: Еще интересная тенденция. Вот, например, «Правое дело», возможно, возглавит господин Шувалов…

Немцов: Так.

Казнин: У вас смотрите, какая история – Навальный уже каким-то образом фигурирует в деятельности вашей партии, и плюс, может быть, я ошибусь, может быть, вы не согласны, поправьте меня, в вашем докладе появилась социалистическая риторика…

Немцов: Можно место указать, чтоб я понял.

Геворкян: Подсчитывание богатств и так далее…

Немцов: А это, не-не-не-не, я вам объясню, в чем дело. Я еще раз говорю: когда Сергей Брин в Гугле заработал миллиард – я счастлив, когда Марк Цукерберг сделал Facebook и стал миллиардером в 24 года – супер, красавец, когда Юрий Миллер – первый долларовый русский миллиардер, который заработал на «Mail.ru», заработал миллиард – класс… Эти заработали на нас с вами, на государстве, на государственной собственности. Вы разницу чувствуете или нет?
Это первое. Второе – партия «Правое дело» не является нашим конкурентом, потому что является кремлевским проектом: финансируется из Кремля, начальник назначается на уровне заместителя Путина. Цели, которые они провозглашают – свобода, демократия и так далее – никакого отношения к истинным не имеют, потому что их главная цель – сохранить Путину и Медведеву власть. Поэтому мы – демократическая оппозиция, мы сейчас регистрируем Партию народной свободы, проводим конференции – в 30-ти городах провели.

Дальше, естественно, наши союзники могут быть разные, в том числе и Алексей. Дальше, он не член нашей партии, он просто занимается важным делом – борьбой с коррупцией, и молодец, многие люди этим занимаются, мы вместе этим занимаемся.

Арно: Спасибо вам за этот разговор, Наталия Геворкян и Борис Немцов в студии «Дождя».


Материал подготовила Алена Голубева
Страница в FB НЕМЦОВ.ВИДЕО
ВИДЕОАРХИВ БОРИСА НЕМЦОВА

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading