Перейти к содержимому

Немцов мечтал о честном правительстве

05.06.2022
Немцов. Интервью
Борис Немцов — депутат Госдумы РФ, один из лидеров «Союза правых сил».
Апрель 2000 года

Борис Немцов. 22.11.1998.Скрин — Алена Голубева

Эхо Москвы
ИНТЕРВЬЮ
Предстоящие выборы губернатора Санкт-Петербурга, позиция СПС, формирование правительства РФ
28 апреля 2000 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» депутат Госдумы РФ, один из лидеров «Союза правых сил» Борис Немцов.
Эфир ведет Александр Климов.

А.КЛИМОВ — Здравствуйте, Борис Ефимович. Выясняется, что Госдуме уже 100 дней. Это такой пороговый срок. Что уже можно сказать? Как можно оценить деятельность палаты?

Б.НЕМЦОВ — Начало Вы, наверное, помните. Первый блин комом.

А.КЛИМОВ — Дележ.

Б.НЕМЦОВ — Выход из зала, полная дезорганизация, обида друг на друга и т.д. Сейчас Дума стала работать в довольно скучном режиме, что обнадеживает. Просто потому, что наконец-то перешли к важнейшим для страны законам. Что можно записать в актив?
Я считаю, что главное достижение Госдумы — это ратификация СНВ-2, соглашения о сокращении наступательных вооружений.
Очень серьезное продвижение и в экономическом блоке.
Наконец внесен в Думу земельный кодекс с правом частной собственности на землю.
В Госдуме рассматривается важнейший для страны законопроект об отмене депутатской неприкосновенности. Несмотря на сопротивление левой части депутатов, этот вопрос внесен в повестку дня. Я надеюсь, что он пройдет, поскольку его поддерживает и «Единство», и «Отечество», и Яблоко, и СПС, и я надеюсь, даже коммунисты могут поддержать, что новость.
Наконец, будет рассмотрен налоговый кодекс, по всей видимости, еще до ухода на летние каникулы.

А.КЛИМОВ — Вторая часть?

Б.НЕМЦОВ — Да, я говорю как раз про вторую часть, про основополагающую. Таким образом, Госдума перешла в режим содержательной работы, хотя без эксцессов у нас редко случается. В том числе и сегодня, например, обсуждались поправки к закону об оружии в связи с тем, что в Ставропольском крае осуществляются набеги с чеченской территории. Очень многие приграничные районы оказываются затерроризированными. Сегодня была довольно бурная дискуссия по этому поводу, причем главный аргумент в пользу того, чтобы оружие, в том числе и нарезное, можно было продавать с испытательным сроком всего один год. Был пример США. По иронии судьбы Клинтон в каждом еженедельном обращении к стране говорит о том, что надо ограничить продажу оружия в США.

А.КЛИМОВ — Там расстрел на расстреле. О чем говорить.

Б.НЕМЦОВ — Хотя это вроде как конституционная норма. Тем не менее, мы движемся в сторону «дикого Запада», по крайней мере, в этой части. Многие депутаты возмущены по этому поводу. Закон, кстати говоря, не прошел.

А.КЛИМОВ — То есть не будет у казаков оружия?

Б.НЕМЦОВ — Будет, если они будут в рамках каких-то государственных структур.

А.КЛИМОВ — Вы сейчас сказали, что внесен земельный кодекс о частной собственности на землю. Ваша оценка, перспектива прохождения? Ох, баталии будут

Б.НЕМЦОВ — Безусловно, будут. Очень многое зависит от «Единства» и от Кремля. В принципе, у них контрольный пакет акций при голосовании по судьбоносным законам. И если в Кремле есть твердая позиция реализовать Конституцию, а в Конституции есть право частной собственности, то тогда этот кодекс будет принят.

А.КЛИМОВ — Хорошо. Что говорят о сегодняшней позиции Кремля по отношению к частной собственности на землю?

Б.НЕМЦОВ — И хочется, и колется. Вот их позиция. Хочется принять решение, соответствующее основам рыночных отношений, прекратить криминальный оборот земли, который существует, без легализации частной собственности. Хочется и взимать налоги с владельцев земельных участков, и кредитовать сельское хозяйство под залог земель. А колется, потому что боятся аграрного лобби и что нельзя будет государством контролировать оборот земли. Кстати, это проект, который внесли мы. Внес его депутат от СПС Похмелкин. Он предполагает довольно жесткое государственное регулирование оборота. Главная идея состоит в том, чтобы не допустить концентрации земель в руках узкой группы лиц с тем, чтобы не превращать Россию в совокупность латифундистов, которые спекулируют землей и получают земельную ренту. В принципе, государственные ограничения на оборот земли существуют во всем мире. Я считаю, что нам международный опыт очень пригодится. Но то, что норма Конституции о частной собственности должна быть легализована рано или поздно, я думаю, для большинства людей очевидно.

А.КЛИМОВ — Мы живем сегодня в эпохальные дни. Нам привезли кусок Янтарной комнаты, мы в ответ отдаем картинки. В связи с этим уместно поговорить о законе о реституции. Как бы Вы его прокомментировали?

Б.НЕМЦОВ — Да, недавно Дума рассматривала этот закон. Принято, на мой взгляд, единственное компромиссное решение, которое можно принять в нынешней Думе. То есть теперь российским властям разрешается возвращать трофейные ценности, которые у нас появились во время войны и после нее, странам, которые не входили в ось Берлин-Рим-Токио и их сателлитам. То есть страны антигитлеровской коалиции, а также нейтральные страны сейчас имеют шанс получить назад все трофейные богатства, которые у нас есть. И наоборот, конечно.

А.КЛИМОВ — Таким образом, то, что произойдет со дня на день, взаимная передача, — это частный случай, поскольку речь идет о Германии?

Б.НЕМЦОВ — Это как раз исключение, потому что в законе, который был принят, такие нормы не предусмотрены.

А.КЛИМОВ — Этот закон — это все, точка?

Б.НЕМЦОВ — Это была длинная история. Ельцин долгие годы обещал канцлеру Колю, что этот закон будет принят. Потом он его не подписывал, несмотря на то, что было преодолено вето президента. И только Конституционный суд России обязал нашего первого президента его подписать. Так что это закон многострадальный. Но я считаю, что надо, в конце концов, ставить точку во Второй мировой войне, тем более, надо иметь в виду, что в Европе — Германия для нас главный партнер. Уровень торговли с Германией даже выше, чем с Украиной. То есть Германия — первый торговый партнер России.

А.КЛИМОВ — В связи с этой передачей в Питер съезжается весь политический бомонд, в том числе, наверняка, из-за предстоящих губернаторских выборов.

Б.НЕМЦОВ — Как-то соединили комнату (Янтарную — «ЭМ») с чемпионатом мира по хоккею, с празднованием святой Пасхи, с подготовкой к Первомаю, с празднованием Дня победы. Короче говоря, самое время съездить в Петербург для многих начальников. Конечно же, я думаю, что губернаторские выборы будут в центре внимания.

А.КЛИМОВ — Сегодня пришло сообщение, что СПС и «Яблоко» подписали соглашение по процедуре выявления единого кандидата от демократических сил. Я цитирую по агентству «Интерфакс». Такая загадочная формулировка. Разъясните пожалуйста, о чем идет речь.

Б.НЕМЦОВ — Слово из шпионского жаргона, я бы сказал, насчет «выявления», а еще лучше «обезвреживания». Я могу сказать, что мы действительно договорились о том, что 4-го мая пройдут предварительные выборы в Санкт-Петербурге, будут открыты 100 избирательных участков, на которые все желающие смогут придти и проголосовать за одного из двух кандидатов. Либо за Игоря Артемьева, кандидата от «Яблока», либо за Юрия Рыбакова, кандидата от СПС.

Сегодня произошло важное событие, а именно эти два человека, два наших кандидата подписали меморандум о том, что если один из них наберет меньшее количество голосов в результате этих предварительных выборов, то без всяких дискуссий и условий он снимает свою кандидатуру в пользу победителя. И СПС, начиная с 4-го мая, вместе с «Яблоком» будет помогать уже теперь единому кандидату.

В принципе довольно значимое для современной России событие, которое свидетельствует о том, что сотрудничество между демократами может закончиться не скандалом, а вполне мирно, спокойно, объединением усилий. Я считаю, что питерская модель может стать пилотной и базовой для остальных регионов России, и возможно, для парламентских и президентских выборов. Я имею в виду то, что выборы пройдут еще и в Приморье, и в Калининградской области, и на Кубани, более чем в 20 регионах России. Если мы добьемся такого же результата, как сейчас в Питере, то есть будет единый кандидат, то это повышает шансы для всех правоцентристских сил, для демократических сил пройти в органы власти регионального уровня. Но я считаю, что надо ставить более амбициозные задачи. Моя позиция состоит в том, что необходимо к выборам 2004 года, к следующим выборам президента Мы говорим сейчас, в Страстную пятницу, до инаугурации нынешнего президента, но тем не менее, я считаю это уже актуальным.

Так вот, думаю, что если за полгода до следующих президентских выборов лидеры СПС и лидеры «Яблока», в первую очередь Явлинский, договорятся о том, чтобы провести предварительные президентские выборы в ведущих индустриальных центрах страны, и при этом договоримся о том, что у нас будет один, единственный и единый кандидат на президентских выборах, — это будет действительно грандиозный шаг вперед. И если такая договоренность будет достигнута уже сейчас, то это предопределит дальнейшее наше сотрудничество. Если сейчас все лидеры и СПС, и «Яблока» согласятся с этой позицией, то я считаю, что на парламентские выборы 2003 года мы сможем выйти с согласованной позицией, и не исключаю даже, что согласованным списком.

А.КЛИМОВ — Насколько я понимаю, мы говорим о неком прообразе, зачатке той самой широкой правой коалиции, о которой в последнее время много говорят.
Спасибо Павлу, нашему радиослушателю, приславшему прекрасный вопрос к нам на пейджер. «Если кандидаты в Питере наберут одинаковое число голосов, что будете делать?»

Б.НЕМЦОВ — Павел поставил меня в тупик. Кстати, этот вопрос существует и в отношении любых выборов. Например, если на выборах президента два кандидата набирают одинаковое количество голосов, то как определить победителя? Этот вопрос тоже не отрегулирован федеральным законом. И вообще ни на каких выборах этот вопрос ни одной статьей закона не регулируется. Тем не менее, нам легче, поскольку это не законодательная норма, а политическое соглашение. Я думаю, что если такое произойдет (правда, вероятность такого события ничтожно мала), то придется кидать жребий.

А.КЛИМОВ — И тогда в любом случае остаются прежние договоренности? Вы начинаете поддерживать того, на кого выпало 6:6?

Б.НЕМЦОВ — Да. Хотя я должен Вам сказать, что это не очень хорошее начало для объединения СПС и «Яблока»

А.КЛИМОВ — Так вот, об объединении. В каком состоянии сейчас все это находится?

Б.НЕМЦОВ — Достаточно динамично. Во-первых, по Петербургу, Вы видите, продвижение очевидно. Кроме того, создан координационный совет «Яблока» и СПС для совместных действий в Госдуме. Его сопредседатели — Сергей Иваненко— «Яблоко» и Виктор Похмелкин— СПС. Так что большая часть законодательных инициатив теперь будет от имени сразу двух фракций в Госдуме. Кроме того, идея создания объединенных координационных советов в регионах сейчас активно нами обсуждается. На съезде СПС, который пройдет 20 мая, мы намереваемся поставить вопрос о дальнейшем сотрудничестве и продвижении.

А.КЛИМОВ — Кто будет представлен на съезде СПС?

Б.НЕМЦОВ — Все учредители. У нас 9 учредителей, в том числе «Демократический выбор России», «Новая сила», «Россия молодая», которую я возглавляю, и «Общее дело» Ирины Хакамады, и «Голос России» Константина Титова. Короче говоря, те партии и движения, представители которых входят во фракцию СПС в Госдуме.

А.КЛИМОВ — Не пора ли все мелкие партии не то чтобы распустить, а отказаться

Б.НЕМЦОВ — Разогнать.

А.КЛИМОВ — Разогнать, да. Если уж учредители, учреждайтесь тогда окончательно.

Б.НЕМЦОВ — Была первоначальная идея создать на базе СПС жесткую партию с единым вождем, лидером и т.д. Но СПС тем и отличается от многих других организаций, что у нас нет одного вождя, у нас много лидеров. Я считаю, что это хорошо.

А.КЛИМОВ — Амбиции?

Б.НЕМЦОВ — Нет. Я считаю, что это хорошо, что нас объединяет не столько тяга в вождизму, сколько общие взгляды на жизнь, общая идеология, общие взгляды на развитие России, экономическое и социальное, культурное, морально-нравственное. В этом смысле уход одного из лидеров СПС никоим образом не повлияет на судьбу организации. Конечно, с другой стороны, аморфная организация — это всегда сложнее в плане продвижения своих идей, партийной дисциплины и т.д.

А.КЛИМОВ — Поэтому и говорят, что кроме КПРФ партии в этой стране нет.

Б.НЕМЦОВ — Мы считаем, что главное — это сохранить единство и множить ряды своих сторонников. В этом смысле та формула, которую мы вырабатываем, то есть учредителями является много организаций, на мой взгляд, никого не отталкивает, а наоборот, к нам привлекает. Кроме того, кто не хочет вступать ни в одну из организаций-учредителей, может стать участником СПС.

А.КЛИМОВ — Это как?

Б.НЕМЦОВ — Просто быть участником СПС. Вам, правда, нельзя профессионально этим заниматься, но если очень хочется, то можно. Так вот, если Вы считаете для себя необходимым стать участником, то мы Вас с удовольствием примем.

А.КЛИМОВ — Партбилет дадите?

Б.НЕМЦОВ — Хороший вопрос. Я думаю, что-нибудь отличительное сделаем.

А.КЛИМОВ — Что ОВР в данной ситуации?

Б.НЕМЦОВ — Что Вы имеете в виду?

А.КЛИМОВ — По отношению к широкой правой коалиции.

Б.НЕМЦОВ — Я считаю, что в ряде регионов надо договариваться не только «Яблоку» и СПС, но и «Единству», и ОВР. Пример: Петербург. Считаю, что в связи с губернаторскими выборами мы можем и должны договариваться и с «Единством», и с ОВР. В том числе можем предложить ту же формулу, что сейчас

А.КЛИМОВ — Как они к этому относятся? Наверняка уже предлагали?

Б.НЕМЦОВ — Они относятся неопределенно, поскольку позиция Путина, который является неформальным лидером «Единства», так до конца и не определена. Своего кандидата у Путина в Петербурге нет из-за его же ошибок.

А.КЛИМОВ — Да, с Матвиенко он как-то…

Б.НЕМЦОВ — И со Степашиным, и с Матвиенко, я считаю, он просто как кур в ощип попал. Есть очевидный фаворит гонки, нынешний губернатор. И в этом смысле положение Путина хуже губернаторского. Но тем не менее, «Единство» может получить команду действовать в соответствии с обстановкой, как у нас часто бывает. Что касается ОВР, в ряде регионов мы просто обязаны быть вместе. Например, будут выборы губернатора Краснодарского края. Вы понимаете, какая там обстановка. Я думаю, что объединение всех центристских, правоцентристских партий с выдвижением одного кандидата — это единственная возможность изменить ситуацию на Кубани к лучшему.

А.КЛИМОВ — Сейчас кулуарно ведутся консультации по поводу формирования будущего правительства. Правда, еще не внесена кандидатура премьера. (Не будем называть имен, «хотя это был слоненок»). Тем не менее, с правыми ведутся какие-то консультации по поводу вхождения в правительство, в частности с Вами?

Б.НЕМЦОВ — Нет.

А.КЛИМОВ — Вас игнорируют, или просто ни с кем не ведутся?

Б.НЕМЦОВ — Я вообще с некоторых пор не очень захожу в Кремль и не стремлюсь

А.КЛИМОВ — В таких случаях они приезжают. Нет?

Б.НЕМЦОВ — Вам виднее, по-видимому. Я просто не особо контактирую с руководством Кремля. Я имею в виду администрацию. Я думаю, что это не самоцель для нас.

Для нас важна другая задача. Важно, чтобы это было честное правительство. Я хотел бы поставить это на первое место. Даже не профессиональное, а честное. Если бы сейчас был выбор: либо честное правительство, либо правительство профессионалов, я бы все-таки выбрал первое. Потому что, к сожалению, произошла приватизация Кремля и Белого дома за последние годы, и без национализации государственных институтов, я думаю, нам вряд ли удастся что-нибудь хорошее сделать.

Второе. Я хотел бы, чтобы президент РФ определил не столько тактические задачи, сколько стратегию развития страны. Ведь перед ним действительно совсем другая задача, чем перед Ельциным. Если Ельцину надо было сломать советскую систему и заложить основы новой, рыночной системы, то сейчас у второго президента России задача определить, в какую сторону будет двигаться Россия.

На самом деле есть два пути. Либо мы будем строить византийскую Россию с подковерными интригами, с олигархами, с жизнью по понятиям. Либо мы все-таки будем строить европейскую Россию (я сторонник европейской России) с игрой по правилам, с честной и открытой конкуренцией, с сохранением основных гражданских прав и свобод и со стратегической целью вхождения России в европейские институты, в Европейский Союз в частности.
Я думаю, что если сейчас заявить о том, что главная цель России, как национальной идеи, — это вхождение в Евросоюз в 2015-2020 году, как бы фантастически это сейчас ни прозвучало, то все остальное было бы уже техническими деталями.

Во-первых, Россия сразу стала бы предсказуемой.
Во-вторых, я считаю, что экономическую программу можно было бы уже подстраивать под те рамки и стандарты, которые есть в Европе. А что означает вхождение в Евросоюз? Это означает, что в первую очередь должны быть выполнены социальные стандарты. Уровень жизни должен быть не ниже среднеевропейского, иначе не примут. Второе: уровень свобод должен соответствовать европейским конвенциям.
Дальше Россия должна войти в Шенгенскую зону. Для многих радиослушателей «Эха Москвы», я думаю, это очень привлекательная возможность. Короче говоря, если такая стратегия принимается, то, во-первых, это, наконец, национальная идея для миллионов россиян. Во-вторых, это предопределяет весь экономический и политический курс страны. Я бы был счастлив, если бы Владимир Владимирович заявил что-нибудь подобное в одном из своих первых обращений в качестве уже присягнувшего президента.

А.КЛИМОВ — В случае присоединения к ЕС этому должен предшествовать референдум. Интересно, как проголосовала бы Россия.

Б.НЕМЦОВ — Не совсем так. На самом деле это зависит от страны. Допустим, в Австрии действительно был референдум. Были референдумы и в Дании. Но в принципе это решается каждым государством в отдельности, и там проблема не в том, каким образом мы будем присоединяться. Я, кстати, думаю, что если в России провести референдум о том, «хотите ли вы без визы въезжать в европейские страны», то, наверное, 95% сказало бы «да». Если провести референдум «хотите ли вы, чтобы уровень жизни в России был не ниже среднеевропейского», то ответ очевиден. «Хотите ли вы, чтобы в России цены не росли быстрее чем на 2% в год?» (а именно такие критерии для вхождения в Евросоюз устанавливаются) — ответ очевиден. К сожалению, здесь не в нас проблема, а в них. Они не очень нас хотят. Это мы их сильно хотим, а они нас нет. Бывает такое. Так вот, я считаю, что одна из задач, которая перед нами стоит, — объяснить, в том числе и европейцам, что без европейской России не будет покоя им тоже.

А.КЛИМОВ — Программу максимум, вступление в Европейский Союз, продемонстрировал Борис Немцов. Спасибо.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был депутат Госдумы РФ, один из лидеров «Союза правых сил» Борис Немцов.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше