25.02.2023
Вспоминая Немцова…
Валентина Толмачева:
Приближается день памяти Бориса Немцова.
Вспомнились две истории, связывающие его с Ростовом.
Первая произошла 11 октября 2007 года, когда Борис Ефимович, один из лидеров партийного списка СПС на выборах в ГД, приехал в наш город для встречи с избирателями.
Для этой цели арендовали помещение театра им. Максима Горького. Отличное место, замечательная погода, яркий и харизматичный гость – всё обещало интересное мероприятие.
Когда к назначенному часу стал подтягиваться народ, выяснилось, что все двери театра заперты. Узнали, что из его администрации позвонили в избирательный штаб, и сообщили, что встречи не будет – прорыв канализации. Классика…
Народ мгновенно откуда-то узнал, и оповестил пришедших, что в театр звонили из администрации области и потребовали Немцова туда не пускать…
Люди прибывали, и было решено проводить встречу на месте, на ступеньках.
Сначала Немцов говорил в голос, затем раздобыли мегафон. На Театральной площади большой пассажиропоток, и любопытствующие, увидев огромную толпу перед театром, выходили из транспорта, и присоединялись к ней.
Минут через тридцать подъехало милицейское начальство. Народ нехотя пропустил его к Немцову, который в прямом эфире в интервью радиостанции «Эхо Москвы» рассказывал о ростовском «гостеприимстве».
Начальство подвело к Борису Ефимовичу смущенного молодого лейтенанта милиции, и объявило, что это участковый, и что он будет составлять на Немцова протокол о проведении несогласованного мероприятия. Затем откроют административное дело, и передадут его в суд…
Участковый начал писать. Народ предложил фотографироваться на память. И понеслось!
Фотографироваться с Немцовым хотели все…
Я не удержалась, подошла к участковому, и сьехидничала, что он может войти в историю, как человек, состявлявший протокол на будущего президента России. Тот смутился ещё сильнее, а Немцов расхохотался…
Но меня напрягала другая история… На встречу приехали люди из избирательных штабов других городов области. В частности, из шахтинского куста, который курировала я. И из Новошахтинска тоже. Привез их на своем автомобиле Леша, муж Марины, руководителя городского штаба. Который не предполагал такого длительного пребывания в Ростове, и торопился домой по делам бизнеса…
Леша слыл фанатом телепрограммы «Что? Где? Когда?», и был несказанно рад, что вместе с Немцовым в Ростов приехал Александр Бялко, один из игроков клуба. И всё уговаривал жену попросить у того автограф. Тебе, дескать, быстрее даст…
Так карта легла, что и Бялко давно уже надписал Марине автограф, и с Немцовым они сфотографировались, но продолжали что-то увлеченно обсуждать с девушкой…
Посмотрела я на погрустневшее лицо Лёши, решительно подошла к ним, и услышала немцовское: «Марина, не уходи, будем ещё фотографироваться!».
Стоявшие рядом агитаторы позвали и меня присоединиться к ним. Сфотографировались. Только набрала воздуха, чтобы увести Марину, как участковый объявил, что протокол составлен, и предложил Немцову ознакомиться с ним. Фотосессия закончилась, все стали прощаться… Остались любительские фотографии, и память…




Вторая история произошла в 2012 году, когда по сфабрикованному обвинению полицейских тройку ростовчан, и четвертого, случайного прохожего, за участие в одиночных пикетах оштрафовали на двадцать тысяч рублей каждого.
Эта история имела широкий резонанс.
Во-первых, огромной для того времени суммой штрафа, да ещё для пенсионеров.
Во-вторых, фактом присутствия в ней Закурдаева, гостя из Якутии, который на свою беду проходил мимо парка им. Горького, где и увидел Елену Белан, стоящую в окружении полицейских с плакатом в руках.
В суде Владимир пояснил, что в якутских улусах никогда не видел пикетирующую женщину, да ещё при таком количестве полиции. Взыграло любопытство, подошёл…
К тому времени полицейские дописали протокол, и предложили Лене подписать его. Но руки девушки были заняты большим плакатом…
Полицейские попросили Закурдаева подержать его. Тот сначала отказывался, но полиция подначивала: женщина стоит, а тебе слабо?!
Взял, и его тут же повязали. Вместе с Леной. Дескать, стояли в одиночном пикете вдвоём…
Были составлены протоколы с таким же обвинением ещё на двоих одиночных пикетчиков, и дела передали в суд.
Судья приговорила к двадцати тысячам рублей штрафа каждого. И Закурдаева тоже…
В далёком 2012 году такие огромные штрафы на практике не выносились, к тому же пенсионерам, к тому же эта история с Закурдаевым….
В общем, случившееся вызвало бурное обсуждение в соцсетях. Ростовчане объявили сбор средств на выплату штрафов.
Откликнулось много людей, но суммы пожертвований были небольшие: по 100-200 рублей, и дело застопорилось где-то на половине суммы…
И тут Белан, фейсбучным другом которой был Борис Немцов, написала ему письмо. Описала историю, напомнила, что о ней уже дважды рассказывал в своих телерепортажах по НТВ Михаил Осокин, и попросила… денег.
Ответ был кратким:
«Пиши номер Яндекс-кошелька».
Написала, но перепутала первую цифру.
Немцов в ответ:
«Я, как дурак, пошел в Евросеть с деньгами, а мне говорят, что такого номера нет…
Пиши правильный!»
Написала, извинилась. И получила перевод на сумму, равную собранной всем Ростовом…
Без консультаций с ростовскими активистами, без упрёков в украденном времени…
Этот простой и в то же время необыкновенный человек мог бы быть президентом России…