04.04.2015
Москва, Большой Москворецкий мост (Немцов мост)
История Мемориала. 4 апреля 2015 года
Мемориал Бориса Немцова
На счетчике 37 дней
Охрана Мемориала Бориса Немцова продолжается 6-е сутки. Вроде и людей много, кто приходит на мост, ухаживает за цветами, но оставаться на ночь или держать оборону утром и днем трудно. Люди работают.
Как нарочно, лютует власть: Гормост нападает или устраивает помывки парапета именно в том месте, где лежат цветы. Или вандалы приходят, погромы устраивают.
Рыцари, охраняющие Мемориал особенно ночью, измотаны…
Встает вопрос:
Продолжать дежурства или уйти…
Сегодня я вечером пришёл на Немцов мост специально для того, чтобы попробовать убедить Славу закончить стояние на 40й день, во вторник. Считаю, что если активисты сами закончат стояние, сами увезут цветы и поминальные артефакты (фотографии, стихи, свечки), то в этом будет мессэдж к власти: мы решили стоять – и мы стоим, мы решили закончить – и мы ушли. Мы – организованные. Мы – не анархия. Мы – не шантрапа. Мы – не вандалы. Мы – уважаем себя и других. (Ещё раз скажу то, что говорил в другой группе: я считаю, что стоять ночами неправильно. Запретить никому не могу, героизмом дежурных – ночных-дневных-утренних-вечерних – восхищаюсь, но считаю этот героизм не сообразным цели, чрезмерным.) Продолжу предложение: такие действия – вывоз цветов, сбор артефактов поминовения – портретов,стихов, свечек, – и их вывоз, – надо планировать. Времени осталось немного. Пора принять решение. Если решение будет принято – проинформировать “Солидарность”, уведомить “Гормост”. Считаю неправильным оставлять это на последний момент, считаю неправильным ждать “как оно пойдёт”. Иван Дудко готов поучаствовать на своей машине в вывозе цветов и артефактов, если такое решение будет принято. Можно попробовать поговорить с Мишей Игнатьевым, у него тоже вроде есть машина. Мне кажется, неправильно дожидаться, когда придёт власть и будет зачищать. Также считаю неправильным продолжение стояния после 40го дня.
© Дмитрий Арсентьев
Из комментариев
Дмитрий Арсентьев:
Elena Vasilieva “Можно приходить на мост 27 числа каждого месяца и возлагать цветы.” Да. Но вот в этой части – можно дать событиям течь самостоятельно, кроме одного пункта: твёрдо требовать от властей создания мемориального знака на месте убийства Бориса Немцова. Что касается почитания умершего, то предполагаю, что там не только по 27 числам, а постоянно будут цветы – не так много, как сейчас, гораздо меньше, но живые цветы будут очень часто там появляться.
Дарья Константинова:
ну, требования (вернее, просьба) к мэру – таки есть. Со странички Жанны Немцовой:
Дмитрий Арсентьев:
Да , это в первую очередь решать тем, кто дежурит на мосту и защищает место гибели Немцова от вандалов разных сортов.
Сергей Нетребский:
И даже не одно заявление, а несколько… И Касьянов с Яшиным вроде заявку на памятный знак подавали. Но “работа с документами” – это одно, а вот охрана, выражаясь тупым юридическим языком, личной собственности граждан – другое. Вот подумайте, сколько… не денег, а души и боли вложено в каждый цветок, в каждую икону и уж тем более – в то, что нарисовано или сделано своими руками! Кто это всё, уже дважды сворованное и осквернённое, охраняет? Полиция? Нет её там. Гормост, сам же иконы и флаги бросавший в мешки для мусора? “Солидарность” и “Парнас”? Где они? В том-то и дело, что НИКТО, кроме нас, двух десятков “клоунов” (так обозвали в другой группе) на это не подписывался. Будет полицейский или чей-то ещё пост и гарантия – уйдём, а нет – придётся всему миру увидеть, что у государства российского не хватает сил даже на охрану моста в ста метрах от Кремля!!!
Natasha Bere:
На мой всгляд и те и другие правы по своему. Если бы я принимала решение, я бы после 40 дня убрала свечки и записки ( как я поняла к ним больше всего придирок – но сохранила бы их для “потомков” – возможно будет музей всех политически убиенных) Оставила бы одну, большую фотографию Бориса Немцова и что бы всегда были цветы на этом месте, а не только 27 числа. А вдоль всего моста уже цветов не надо мне кажется. Конечно надо добиваться мемориальной доски, и если все убрать сейчас, то все забудется, скажут вот уже цветы никто не носит, доска не нужна. Вообще хорошо бы этот мост сделать Мостом Политических, и постепенно другие мемриальные таблички ставить всем кто был убит властью. А насчет дежурства на мосту, это Право тех людей которые это делают. Значит им это надо, и им это важно. Лично у меня они вызывают только восхищение и уважение! А мост я бы не стала переименовывать. У Москворецкого Моста своя истотия, ее тоже не надо забывать. Именем Бориса можно назвать улицы и станцию метро к примеру. Между собой можно называть Немцов мост, но не надо официально менят это не правильно, и вообщем то глупо несколько.
Slava Geroeev:
Есть идея стоять, пока не установят мемориал.
Карина Старостина:
Если убирать таблички и всё прочее, то может быть попытаться передать их в Сахарницу. Поверьте, лет через 10 это будет бесценно (не с точки зрения материальной). А дежурства? Сразу же после 40-го дня не выйдет прекратить, т.к. мост будет завален цветами. Значит нужно будет ждать, когда большая часть цветов завянет. Т.е. о ликвидации можно будет говорить только после числа 12. Нсчёт установки памятного знака. Я за двумя руками. Но , думаю, это дело на года. (вспомните Политковскую)
Вадим Цветков:
Дело Немцова, дело мемориала, это уже не просто память, это память подкреплённая делом. Она может быть продолжена в новом формате. Но это принципиальное и постоянное напоминание властям об их не легитимности и произволе, доходящем до беспредела. Это протест против непрекращающихся и всё более и более нарастающих правовых преступлений, совершаемых ими, которые уже грозят перейти в мировую катасрофу,и всего того, против чего так мужественно и бескомпромиссно боролся Борис Ефимович. Это дань ему, поскольку смерть оказалась способной донести до сознания десятков, а возможно и миллионов людей значение этой борьбы. Борис ушёл из жизни, приоткрыв нам всю остроту и ужас этого уничижительного на протяжении целого века режима, потенциально в 3 -4 раза сократив чимленность населения нашей страны, в сравнение той, какой она могла бы быт сейчас, составляя 400 – 500 миллионов человек, если бы не и одновременно обнажив резидентную сущность этого нераскрытого, и по ныне продолжающегося осуществляться преступления. НЕ ЗАБУДЕМ, НЕ ПРОСТИМ!!! Стоять будем сколько, сколько хватит сил, ЭТО ЛУЧШИЙ ОТВЕТ, ПОТЕРЯВШЕЙ все нравственные ориентиры, власти
Оля Авилонова:
Лучше будет организовать красивый уход. 7 апреля 40 дней. 12 апреля Пасха. Надо донести до власти намерение памятным днём сделать 27 число каждого месяца, обозначить ночь с 27 на 28 апреля как памятную, а уход днем 28 апреля – организованный, если получится, с музыкой (цветы люди принесут сами) УВЯЗАТЬ С ПРИСВОЕНИЕМ
Gala Bilska:
Мне кажется, что цветы никто не отменит. Россияне и не только они, будут приносить, присылать цветы на мемориал Б. Немцова независмимо от того, нравится это ГорМосту или нет. Это им как раз неподвластно. Защитники мемориала, Вы самые лучшие люди, я Вами восхищаюсь!!! И я за Вас очень боюсь. Решайте, дорогие друзья, как поступить. Мне нравится идея сохранения плкакатов, стихов и т. д. для музея. Такой музей будет создан, придёт время и Россия будет помнить своих Героев. Может быть есть смысл создать общество, “Немцов мост”, в котором могут объединится все те Люди. которые встретились на этом мосту, подружились? Конечно, это общество может называться и по-другому. Можно в рамках деятельности создать специальный счёт на котором будут находится средства необходимиые для периодической уборки мемориала ( уборка засохших цветов, замена плакатов, которые со временем трудно прочитать). Это позволит работу по защите мемориала сделать более систематической. Я ни на что не претендую, друзья, это просто ещё одна точка зрения.
Aleksey Vorontsov:
А какое право мы имеем вообще думать о том, что мы имеем право решать убирать ли цветы, свечи и плакаты с моста? Люди туда их приносят, почему вы считаете что имеете право пытаться вмешаться в процесс? Кто положил туда цветы, свечи – вы можете убрать только свои.
Оля Авилонова:
Запрет на возложение цветов и память никто не обсуждает. Речь идёт о прекращении круглосуточных дежурств. Если Манежку (ежедневно с 19 до 22) можно держать годами, то с моста (24 часа в сутки) придётся уходить. Если придётся уйти из-за ЧП — уход будет стыдным.
Подписи под обращением собирает журналист Тимофей Дзядко.На официальный почтовый адрес столичной мэрии отправлено письмо, к которому приложены несколько десятков подписей. Авторы обращения намерен направить следом ещё один конверт, но на этот раз надеется заручиться поддержкой не менее тысячи жителей Москвы. Об этом Тимофей Дзядко пишет на своей странице в Фейсбуке. Подписи, по его словам, собирают в паре кафе и у знакомых журналиста. Дзядко просит мэра Сергея Собянина оказать содействие в установке памятного знака на Большом Москворецком мосту. Речь идёт о каменной табличке со словами, цитата: «На этом месте 27 февраля 2015 года был убит Борис Немцов. Вечная память». Конец цитаты. Автор обращения предлагает приурочить установку мемориального знака к 40 дням с момента гибели политика. Тем временем с просьбой посмертно присудить Немцову Премию Сахарова за защиту прав человека и развитие демократии в Европарламент обратился соратник Немцова, сопредседатель партии «РПР-Парнас» Михаил Касьянов.Ранее в мэрии неоднократно поступали просьбs увековечить память Бориса Немцова в Москве, среди авторов обращений был депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Некоторые соратники убитого политика призывают переименовать в его честь Москворецкий мост. Там, на месте гибели Немцова, активисты до сих пор поддерживают стихийный мемориал с цветами, свечами, фотографиями и табличками со словами в память об убитом. Мемориал уже неоднократно пытались убрать, – сегодня плакаты срывали участники движения SERB, их действия обернулись потасовкой.
В полиции официально сообщают, что никакой драки на Москворецком мосту не заметили. Нарушений общественного порядка, по оценками правоохранителей, не было.
Эхо Москвы
Анна Степная:
Сейчас такой срок – время стояния, пока не установят мемориал. И количество цветов – это Акция. Поймите – количество букетов – это голос каждого – “шапками закидаем!”. Это все те, кто возмущен вандализмом. Если бы не вандалы, если бы установили знак сразу, возможно не был бы мост завален цветами так сильно.
Это знак протеста, Акция на нарушение права на Память. И ретироваться сейчас было бы неправильно.
Дарья Константинова:
О том, чтобы увозить цветы и плакаты, и речи не может быть, не мы их принесли, не нам уносить, иначе мы не лучше Гормоста. Машина, полагаю, нужна, чтобы увезти хозяйство, которое там довольно большое скопилось (всё содержится в порядке).