Ночь с 14 на 15 июля 2016 года
Москва, Большой Москворецкий мост («Немцов» мост)
Автор Каринэ
Это было самое простое и самое приятное дежурство за все мои ночные дежурства. Почему? Не знаю… Но обо всём по порядку.
Я дежурила в ночь с 14 на 15 июля. Ольга написала мне: «Мне тоже будет полезно подежурить ночью. Я пойду с тобой».
Отлично! Мы встретились с Ольгой и пошли на мост к 12:00 ночи.
Подходим к мосту и понимаем, что войска в состоянии боевой готовности. Кто-то из первых лиц государства находится в Кремле: много специальных машин, катера на Москве-реке, полиция.
Подошли к Мемориалу. Там Гриша, человек замечательный. Он подтвердил наши предположения. Ждём Ивана — моего напарника, но Иван так и не пришёл. Уговаривать Гришу уйти и оставить нас на ночь бесполезно. Он настоящий джентльмен и никогда не оставит женщин одних на мосту. Так и отдежурил Гриша целые сутки. Гриша, спасибо тебе и от меня, и от Ольги.
А пока что ночь. Ночь тихая и спокойная, если говорить про погоду (в предыдущую ночь был ураган). Потрясающе красивая Москва: Москва-река со стоящими на ней полицейскими катерами; Храм Василия Блаженного; мост, по которому без устали в течение нескольких часов гуляют полицейские; кремлёвские стены, за которыми стоят вертолёты.
Вдруг через мост побежал какой-то человек с видеокамерой на треноге. Полицейские к нему. По-видимому, поснимать дали, но под бдительным оком органов. Не вовремя пришёл телеоператор. Не время сейчас для серьёзной съёмки. Через некоторое время он уехал.
В 02:15 раздался шум мощных двигателей. Сейчас полетят вертолёты. Два больших вертолёта друг за другом взлетели в тёмно-синее ночное небо. Так и хочется сказать: «Красиво». Но какая красота? Угрожающая и в то же время боящаяся всего и вся, причиняющая зло всему окружающему? Нет, не может быть это красивым.
Вертолёт пролетел, можно и по домам….
Ну что же, а мы дежурим дальше…
А дальше пришёл «ватник» (я не люблю это слово, но это прозвище человека, который иногда приходит на мост). Я его не видела с прошлого года. И он вдруг возник в ночи, как будто материализовался откуда то, сразу же после отлёта вертолётов. Он узнал меня, а я не узнала сначала. В руках, как всегда, флаг Москвы и ватник.
Начал разговор, причём агрессивно, с оскорблениями, с переходом на личности. Ольга, в отличие от меня, человек решительный, вызвала полицию. Минут через 15 подъехала полицейская машина. Интересно, а если бы нам угрожала реальная опасность, они ехали бы с такой же скоростью (от ОВД до мемориала минут 5 пешком). Но, хорошо, что приехали. Мы пожаловались на агрессивность, оскорбления, что «мешал проходу других граждан» и многое другое. «Ватника» увезли в ОВД, проверили паспортные данные Ольги. Уехали, а мы остались дежурить дальше.
Через некоторое время подошёл мужчина, в меру пьяный и со следами драки на лице. И тут начался спор о Немцове, о власти, об оппозиции, про Украину. Мужчина не был особо агрессивен и с ним можно было спорить, т.е. более-менее адекватен. И тут опять появился «ватник». Отпустили из полиции. Он повозмущался нашим поведением и скрылся на лестнице.
Через некоторое время подъехал велосипедист. Он молча смотрел и слушал, а когда мужчина ушёл, то начал говорить, что совершенно согласен с нами, что против войны, его взгляды вполне соответствуют мемориалу. Было очень приятно побеседовать с таким молодым человеком. Побольше бы таких.
А мы опять остались втроём. Ольга и Гриша потрясающие собеседники, очень разные, но в чём-то неуловимом похожие. О чём говорить в такой ситуации? Да обо всём: о вчерашней непогоде, о политике, о последних записях в Интернете, о мемориале и о Борисе Немцове и ещё о многом другом.
А мимо проходят люди. Они проходят, проезжают, пробегают мост. Они останавливаются около мемориала и внимательно читают то, что написано на табличках, они проходят мимо, нарочито не замечая ни нас, ни мемориал. Некоторые явно не довольны, но таких всё меньше и меньше. А некоторые благодарят, как молодой человек, который прошёл мимо и бросил на ходу «Спасибо вам». И тебе спасибо, если вдруг читаешь.
Мимо проехала машина. Остановилась. Внутри мужчина и женщина. Они попросили почитать «журнал». Интересно, люди знают, что тут на мосту можно получить кое-что почитать. Может быть, открываем библиотеку… Обратились ко мне то ли по-армянски, то ли по-грузински. Пришлось сказать, что языка не знаю. Помахала на прощание.
А рассвет в эту ночь оказался тихим и незаметным. Не было ничего феерического, просто постепенно-постепенно светало и вдруг отключили фонари. А через некоторое время стены Кремля стали потрясающего цвета. Я даже не могу его передать. Чтобы понять, надо прийти на мост ночью и ещё, чтобы повезло с погодой. Приходите, вас всегда ждут на мемориале.
Краски рассвета
Ближе к 6 утра подошёл Игорь. Игоря не видела давным-давно… Вдруг появился Сашко. И ровно в 06:04, как часы, подошёл Андрей. Такое количество людей на мосту в 6 часов утра вызвало у Андрея недоумение. Это необычно, чтобы так рано собралось столько людей.
Вот и закончилось это необычное, я бы сказала, необычно приятное дежурство…
А мемориал? Мемориал стоит. И ещё одно чудо, мемориал выстоял против вчерашней бури. Она вырывала толстые деревья с корнями, но оказалась бессильна против нескольких букетов цветов и нескольких портретов, поставленных неравнодушными людьми и принесёнными людьми небезразличными от всего сердца. Бывает такое …