23.09.2017
История. Интервью с Борисом Немцовым
Беседовала Екатерина Винокурова
Записано в феврале 2015 года…
Мы с Борисом Немцовым не были близкими друзьями, но регулярно общались по работе. Если он видел в моих текстах что-то, что его задевало, он нередко звонил и говорил об этом. Однажды я дала интервью «Росбалту» для их проекта, который сравнивал «людей из 90-х» и «людей из нулевых». Я сказала, что не доверяю политикам 90-х, в том числе, назвав Немцова.
Уже через час после выхода интервью он написал мне, решив расставить все точки над i.
В нашей беседе не было ничего личного, поэтому я опубликую ее сейчас в виде небольшого интервью.
Борис Немцов: Мне непонятно, в чем я должен покаяться? Что сделал Нижегородскую губернию одной из самых успешных в России или в том, что с олигархами Гусем и Березой боролся, когда в правительстве работал? В залоговых аукционах я не участвовал. В Нижнем Новгороде их не было, когда пришел в правительство, их тоже не было. В чем мне каяться?
Екатерина Винокурова: Дело не в залоговых аукционах, а в том, что, например, многие люди верили: при демократии человек сможет стать тем, кем хочет, если будет работать. А вместо этого Ельцин собрал вокруг себя олигархов, и в итоге все обернулось так, что к власти пришел Путин. Остался осадок глобального вранья. Вы же не оппонировали Ельцину, вы даже чуть преемником не стали. Мне лично от вас не хватало публичной оценки 90-х.
Борис Немцов: Я довольно редкий экземпляр. Единственный, кто выступил против войны в Чечне, будучи губернатором, и кто боролся с олигархами и семьей, будучи в правительстве. Оценку 90-м я давал, она неоднозначная. В чем каяться — убей не пойму.
Екатерина Винокурова: Но вы же состояли, например, в партии с Чубайсом, в партии, которая шла на выборы со слоганом «Путина в президенты, СПС — в парламент». По войне в Чечне помню вашу позицию, она достойная. Но вот, к примеру, те же Гайдар и Чубайс что делали? Приватизация, которую они проводили, шла таким образом, что люди уже тогда начали разочаровываться в новой России. Ощущение, что все было затеяно для того, чтобы несколько ушлых ребят купили себе заводы.
Борис Немцов: Ясно. Я должен покаяться, что был с Чубайсом и Гайдаром в одной партии. Я подумаю. Хотя справедливости ради, мы с ними в одной партии оказались лишь в 99-м году. Поддержка Путина была ошибкой, и я уже много раз про это говорил.
Катя, надо быть объективным. Переход к капитализму везде был несправедливым и болезненным. Но разные люди вели себя по разному. И мера ответственности также различна.
После этого разговора мы с Немцовым ругались про политику еще много раз, но надо отдать ему должное: ни разу в жизни он не отказал мне в комментарии или разъяснении рабочих вопросов.
На мой взгляд, Немцову пошло на пользу избрание в Ярославскую облдуму. Он помолодел и искрился энергией, становясь постепенно этаким ярославским аналогом Навального. Быстро завел себе там самых разных друзей, очаровал журналистов (и журналисток). Немцов не растворился в региональной политике, как предрекали многие недоброжелатели, а наоборот, показал, что на любом месте можно остаться ярким и заметным вне зависимости от формального статуса.
У меня на полке стоит книга Немцова «Исповедь бунтаря». Он подарил мне ее в 2011 году, подписав «С надеждой на скорые перемены».
Источник: znak.com