10.07.2018
Международное расследование убийства Бориса Немцова
Радио «Эхо Москвы»
Расследование убийства Бориса Немцова – под надзором ОБСЕ
Автор Владимир Кара-Мурза мл.
9 июля 2018 года
8 июля в Берлине в рамках 27-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ прошли слушания о необходимости международного контроля за расследованием убийства Бориса Немцова. Мероприятие было организовано американской делегацией и проходило под председательством конгрессмена Кристофера Смита; в качестве приглашенных гостей выступили Жанна Немцова, адвокат Вадим Прохоров и автор этих строк. В слушаниях участвовал председатель ПА ОБСЕ Георгий Церетели; помимо сенаторов и конгрессменов США были парламентарии из Германии, Великобритании, Норвегии, Канады, Украины и других стран.
Из российской делегации в ПА ОБСЕ на слушания не пришел никто. Ее руководители Петр Толстой и Леонид Слуцкий демонстративно покинули здание Рейхстага перед началом мероприятия. Господин Толстой назвал слушания «пиар-трюком» и заявил, что «если дочь Немцова хочет найти справедливости… то все пути к этому находятся в РФ, а не на площадке ОБСЕ».
«Пути в РФ» хорошо известны. Ни организаторы, ни заказчики убийства не найдены. Никто особо и не ищет – и даже не делает вид. Александр Бастрыкин дважды запрещал следователям указывать одного из приближенных Рамзана Кадырова, майора Геремеева, в качестве организатора преступления. Сотрудники ФСБ, приехавшие его допросить, постучали в дверь и, когда никто не открыл, ушли. (Нарочно не придумаешь.) Единственный, кто указан в деле в качестве организатора расстрела лидера российской оппозиции рядом с Кремлем – это водитель. Записи видеокамер с моста не выданы: как объяснила ФСО, Большой Москворецкий мост (200 м от Кремлевской стены) «не является охраняемым объектом».
Для уголовного дела была изначально (и вполне намеренно) выбрана неправильная статья Уголовного кодекса – ст. 105, по которой проходят бытовые убийства, а не ст. 277 («посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»). Как объявил в суде прокурор Виктор Антипов, «мы не можем допустить, чтобы убийство разного рода оппозиционеров квалифицировалось по 277-й статье». На самом процессе судья раз за разом снимал вопросы представителей потерпевших, касающиеся политических мотивов убийства. «Мы увидели суд, в котором запрещено говорить о главном – писал Лев Шлосберг. – Суд расследует политическое убийство без вопросов о политике».
Вот так – без мотива, без организаторов, без заказчиков – убийство Бориса Немцова было объявлено «раскрытым».
Спасибо, Петр Олегович, про «пути в РФ» мы знаем.
В ситуации неспособности или нежелания властей РФ полноценно расследовать убийство Бориса Немцова необходимо задействовать международные механизмы. Россия – член Совета Европы и ОБСЕ и в рамках этих организаций несет прямые обязательства в сфере прав человека. В Московском документе ОБСЕ говорится, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона… являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».
Надзорная процедура в Совете Европы была инициирована в прошлом году: Парламентская ассамблея назначила специального докладчика по делу о расследовании убийства Бориса Немцова. Российские власти ответили ему запретом въезжать на территорию РФ. Вполне четкий ответ, ничего не скажешь. В качестве формальной отговорки для отказа от сотрудничества с ПАСЕ российские власти указывают на отсутствие там в настоящее время российской делегации (что никак не отменяет тот факт, что Россия является членом Совета Европы). Но в случае с ОБСЕ нет и этой отговорки: российская делегации (в составе 9 человек) принимает полноценное участие в работе Ассамблеи.
Итогом слушаний в Берлине стала четко и публично заявленная готовность руководителей Парламентской ассамблеи ОБСЕ инициировать надзорную процедуру по делу о расследовании убийства Бориса Немцова. Первый практический шаг уже сделан: в тот же день, 8 июля, Ассамблея приняла поправку к готовящейся резолюции, посвященной России, с прямым призывом к властям РФ провести новое полноценное расследование убийства Бориса Немцова, привлечь к ответственности организаторов и заказчиков преступления и оказывать содействие ПАСЕ и ОБСЕ в надзоре за этим делом. Поправку поддержали 42 парламентария, против проголосовали четверо.
Международный надзор – единственное, что не позволит российским властям «заболтать» самое громкое политическое убийство в современной России, сделать вид, что оно «раскрыто». Мы признательны Парламентской ассамблее ОБСЕ за поддержку и будем делать все, чтобы официальная надзорная процедура была запущена как можно скорее.