Перейти к содержимому

1995 год. Поездка Бориса Немцова по северным районам Нижегородской губернии

25.11.2018
История. Борис Немцов — губернатор Нижегородской области
Фильм Нины Зверевой “Путешествие на Север”
1995 год

Сегодня очень долгожданная для меня “премьера”. Фильма этого в Сети нет, думаю, его вообще мало кто видел. А это совершенно уникальное документальное кино “Путешествие на Север” (1995 г.) из архива Нины Зверевой — известного тележурналиста, друга и соратника Бориса Немцова. Достаточно сказать, что Нина Витальевна была доверенным лицом Немцова на его самых первых выборах — в 1991 году, когда он стал народным депутатом Верховного Совета РСФСР.
Об этом — здесь
И потом она снимала его, уже нижегородского губернатора, очень много, пожалуй, больше всех, и пользовалась безусловным доверием своего героя.

Слово автору фильма:

Как-то (уже в последние годы жизни) Борис Немцов обронил: когда я был маленьким, я работал губернатором…
Он действительно был очень молодым губернатором, это было непривычно, особенно после долгих лет царствования солидных хмурых руководителей обкомов и горкомов. Но они никуда не делись, эти люди! Часто подставляли молодого губернатора, шушукались за его спиной. Он страшно раздражал «партхозактив» искренним желанием сделать конкретные реформы.
Поддержки Ельцина Немцову было недостаточно. Ему нужна была поддержка тех людей, с которыми вместе он мечтал повернуть привычный уклад российской жизни в сторону демократии и прогресса. Он долго добивался, чтобы губернаторов избирали прямым народным голосованием.

И вот свершилось! В конце 1995 года Борис Немцов начинает свою предвыборную кампанию с поездки по северным районам Нижегородской губернии. Я сама попросилась в эту поездку, и мой друг и напарник оператор Михаил Сладков неотступно следовал за Немцовым, фиксируя на камеру его общение с избирателями. Он не боялся никаких вопросов, и набирал сотни сторонников после каждой встречи. Он умел так обнять старушку и так весело пикироваться репликами с молодыми колхозницами, что никакие политтехнологи ему были совсем не нужны!
Этот фильм сделан как репортаж, без комментариев и закадровых текстов. Борис Немцов был идеальным телевизионным героем. Молодой, веселый, умный! Его любили, им гордились. За три года губернаторства он уже многое успел сделать, хотя время было нелегкое: бюджет трещал по швам, а в Чечне пролилась кровь. Но он верил, что после выборов, опираясь на людей, сможет повлиять на кремлевскую политику.
С тех пор прошло 23 года. Нет в живых главного героя фильма, ушли из жизни оператор Михаил Сладков и режиссер Сергей Соседкин.
Но как ни странно, фильм не устарел! Потому что живет в людях неистребимая мечта о губернаторах, которые умеют слушать и слышать, общаться и вникать, думать и добиваться!

Нина Зверева.

Фильм «Путешествие на Север». Автор Нина Зверева. 1995 год

 


РАСШИФРОВКА ФРАГМЕНТОВ

НЗ: Я можно немножечко, несколько вопросов, коротких вопросов?
Почему на Газели поехали?
БН: На Газели?

НЗ: Да
БН: Нижегородский губернатор должен ездить на нижегородских автомобилях. По-моему, это понятно.
Второе. По-моему, это замечательная машина, мы ее сейчас испытываем. Она довольно мощная, идет больше 100 км, когда надо.
Она достаточно неприхотливая, как нетрудно заметить. Мы едем, в том числе и по бездорожью, в глухие деревни ездили в Шахунском районе, в Черной были деревне, были, кстати, и вот здесь заезжали (сейчас только что, к Галине Басмановой). Удобная машина, можно общаться с людьми.

НЗ: Трясет, Борис Ефимыч!
БН: Трясет… Трясет – это не от Газели, а совсем от другого, от того, что надо дороги чистить.

 


***
Из встреч губернатора Немцова с избирателями:

Шахунья, Красногор, Хмелевицы, Сява

– Получаем хорошо, живем тоже хорошо. (Смех)

– Не надо с нами шутить, надо правду говорить. Правду!
– А чего правду-то, 300 тысяч, знаете, как можно жить на 300 тысяч?

– А муж работает у вас? Здесь?
– Работает. Да. Тоже 300 тысяч.

– Свое хозяйство есть?
– Есть. Без хозяйства нельзя, с голоду помрем.

– Большое хозяйство?
– Корова.

– У вас тоже? А что у вас?
– Муж алкоголик. (Смех)

– Хорошее хозяйство.

***
«”Почему задерживают пенсию?” И вот еще один вопрос, кстати, рядом: “Почему не приехал в Шахунский район Черномырдин?”
Вы знаете, что эти два вопроса связаны друг с другом? Дело в том, что мы обращались к Черномырдину, мы говорили ему, что если вы, Виктор Степанович, хотите и дальше работать премьер-министром, то вам надо 30-ти млн пенсионеров заплатить пенсию, так, на всякий случай. Потому что многие из них просто от пенсии до пенсии дожить не могут. И для них задержка даже на 5 дней, на 10 дней – это уже голод. Вот так было сказано.

Потом послано было обращение в Конституционный Суд – мною, о том, что нарушаются права граждан, что по Конституции пенсии надо выплачивать вовремя, потому что люди, которые 50 лет проработали, честно, отдавая свое здоровье, свое время, все силы – эти люди заслужили, чтобы им платили пенсии вовремя. Нам от этого никуда не деться, это абсолютное безобразие, это хуже, чем при Гайдаре, когда не платили зарплату рабочим – можно было сказать: рабочие плохо работали. А как сказать про пенсионера, что он плохо работал, если он 50 лет отдал производству? Как это сказать?!»

«Начиная со следующего года, с 96 года, в обязательном порядке все главы администраций, без исключения, всех 49 районов нашей области будут обязаны выплачивать субсидии. Это часть моей программы действий на 96-й год…»

«Мною дано очень жесткое указание все заработные платы, пособия и так далее, все их выплатить.
Остановить всякое финансирование, кроме этого. Это самое главное и наша святая обязанность.
Главы районных администраций, которые за это отвечают, а в каждом районе свой глава администрации, отлично знают, что это одно из тех прегрешений, за которые люди получают большое наказание (я имею в виду начальство)»


 

Вахтан, Шаранга, Тоншаево

«По поводу частной собственности. Я считаю, что мы должны выполнить главное обещание большевиков – отдать землю крестьянам. И это мы – спокойно! – и это мы сделаем, мы отдадим землю крестьянам. Хотят один крестьянин купить у другого землю, и обрабатывать землю – нет проблем, пусть. Но если вы захотите, извините, публичный дом построить на том участке, где выращивали лен – то этого мы не допустим, этого не будет. Этого не будет! Даже если кому-то это хочется.
Устроили дебаты, Черномырдин говорит – давайте проведем референдум. А зачем? У нас есть Земельный кодекс, вы знаете? Я сам его писал. Там это все написано: что земля должна быть в частной собственности крестьян, что если крестьянин два года ей не пользуется, если она поросла травой, то по суду, по обычному суду, эта земля у них изымается! Вот и всё. Теперь, что предлагают другие люди? Они говорят: не надо частной собственности. Учтите: не бывает дитя без родителей. Если земля не принадлежит крестьянину, то она принадлежит чиновнику. Вот, он будет делить, либо чиновник из Москвы, еще хуже».

Вопрос из зала:

– Что лично вас толкнуло на встречу с господином Жириновским?
– С моим другом Жириновским не очень приятная была встреча, это я вам могу сказать точно. Вот, и, наверное, это все-таки моя ошибка. Я никакого удовольствия от того, что сидел рядом с Владимиром Вольфовичем, не получил. Я думаю, что многие из вас в зале тоже не получили.

Давайте, вот, можно я вам задам вопрос тоже? Спасибо.
Кто за то, чтобы проголосовать за Жириновского, – так сформулирую вопрос.
Жалко, Владимира Вольфовича нет. Он бы очень обрадовался. Ни одной руки вообще.
– Единогласно.

***
Немцов читает записку из зала:
«Просим помочь – выделить нам постоянного батюшку для молельного дома».
– Я понял. Я единственное, что могу, я, вы знаете, я вот хоть сам просто бы остался. Мне у вас очень нравится.

***
На мосту
– Я не знаю, как вы вообще терпите до сих пор, или у вас тут где-то в вагончике все припасено?
В общем, я думаю, что пора отметить это строительство моста прямо сейчас вот, а после этого спеть всем вместе какую-нибудь частушку. Как? Владимир Георгиевич? Где?
Вот, глава администрации сказал «сейчас все будет».
Давайте! Давайте!
Смех

***
Встреча с жителями
– Будьте добры, ответьте искренне, кто вы.
Ну поскольку вы политик, скажите, пожалуйста, а кто за вами стоит? Чьи интересы вы выражаете?
– (Идите сюда) За мной стоит Нина Зверева, вот, пожалуйста.
Еще могу показать – вот глава администрации Шахунской тоже стоит.
Я, вы не волнуйтесь, это только с виду идиот, а так ничего, знаете…

***
«По поводу того – кто я. По-моему, я обычный, нормальный человек, понимаете? Весёлый и не очень, злой и добрый – всё вместе, как вы. Могу выпить, могу закусить, могу сделать… всякие вещи. Правда, сейчас, вот, времени у меня уже ни на что не хватает. Понимаете – нормальный. И все должны быть нормальными людьми и друг к другу по-хорошему относиться, это очень важно. Вот и всё».

***
«Двухкомнатная квартира, 28 метров, и есть государственная дача, которая положена губернатору. Это большая дача, государственная. Не буду работать губернатором – на следующий день меня оттуда попросят. Никаких коттеджей, домов, дворцов я не строю. У меня их нет. Сначала их пытались искать, потом поняли, что бесполезно, не найдут все равно, их нет потому что. Потому что денег просто не хватает.
Что такое сегодня построить дом? Может, я и хочу дом себе построить, а за сколько можно себе дом построить, если не воровать? Ну, за сколько? За 150 миллионов?
Если вот так – покупать честно, лес не воровать, кирпич, фундаменты заложить – сколько это стоит?
Поэтому: двухкомнатная квартира, госдача. Не буду губернатором, значит, вернусь к себе, в 28 метров. Нас трое. Будем жить, как жили».


 

Пижма, Крутогор, Буреполом

– Здравствуйте
– А я так хотела вам из рук в руки хлеб-соль вручить

***
«Власти церковь помогает. Ничего подобного, это неправильно. Власть разрушила церкви и взорвала их. И коль скоро она это сделала, то надо все приводить в божеский вид.
В нашей области за эти годы передано 135 храмов верующим, и в более 100 храмах уже идет богослужение.
Мы выделяем средства на реконструкцию храмов и даже на их строительство, кстати, не только православных. Вот, например, даже 20 мечетей удалось восстановить там, где на юге татары в области живут, вы знаете».

***
«– Я вообще считаю, что народ должен избирать конкретного человека, чтобы этот конкретный человек мог отчитаться, мог сказать, что он выполнил, что он не выполнил, чтобы вы знали – вор он или честный человек, чтоб вы знали, что он обещал и что сделал. Моя была позиция.
Депутаты проголосовали иначе. Они теперь за партии. Кто там в этих партиях – никто не знает. Первого человека знаете? Явлинский – Яблоко, Зюганов – коммунист, Жириновский – ЛДПР, ну, Шахрай, Лапшин – аграрники. И все. А кто дальше в списке – вы ж не знаете. А может, там бандиты?.. А так оно и есть. Так там 90 человек бандитов, уже это известно, уголовников просто, 90 человек!
– В Буреполом их.
– В Буреполом! Если их выберут, то их не только в Буреполом, они что хотят, могут сделать».

***
Встреча с избирателями
«Автор записки, хоть он и не подписался, он правильно заметил, что в стране появились богатые люди, в то время как основная масса людей – бедная. И это одна из самых серьезных проблем России, а именно, проблема соседства богатства и нищеты, или богатства и бедности. И считаю, что здесь руководство допустило грубейшую ошибку, что не борется с этим.
Не может нормально существовать страна, в которой одни люди на мерседесах ездят и отдыхают на Гавайских островах, а другие не могут дожить до следующей пенсии.
Что нужно сделать?
Первое: нужно ввести налог на богатство и роскошь в стране. Просто ввести этот налог. Такой налог есть во многих местах, и налог этот используют для того, чтобы помогать малообеспеченным людям.
Второе: нужно освободить от налогов бедных людей, вообще чтобы они ничего не платили. Зачем? Это же бессмыслица. Отнять сначала деньги, потом вернуть назад в виде пособий или не вернуть».

***
Записка
«Каким вы видите будущее России?»
– Я думаю, что мы с вами вместе построим могучую и сильную Россию, без униженных и без оскорбленных. Вот и все. А как она будет развиваться: социалистическая или другая, не знаю. Могучая, без униженных и оскорбленных.
Вот об этом я и думаю, и надеюсь на то, что вы меня в этом поддерживаете. Очень надеюсь на то, что вы меня в этом поддерживаете.

У меня кончились записки. Спасибо вам большое.


 

Ветлуга, Урень, Красные Баки

По дороге
НЗ: Вы хоть сколько-нибудь волнуетесь перед встречей. Вот, сейчас подъезжаем, будет встреча.
БН: Я волнуюсь перед каждой встречей. Встречи с людьми, с людьми, у которых проблемы, с людьми, у которых радости, с людьми, у которых горе, несчастье.
Всегда вот такое общение, один на один с человеком, когда видишь глаза – это волнительное событие. Это не с подчиненными, это я вам говорю.

НЗ: А как вы определяете, получилась встреча или нет?
БН: Я? Не знаю. Я как-то в процессе вижу глаза людей. Если я вижу, что они понимают, если я вижу, что они как-то меняются в процессе встреч, то, значит, получилось.
Если ощущение неудовлетворенности остается, в том числе и после, то, значит, не получилось.

НЗ: Мне кажется, что эта встреча – еще возможность просто узнать свою область собственную.
БН: Безусловно, я очень много узнал. И людей, в первую очередь, и, конечно, возможности.

НЗ: И глав администраций?
БН: Естественно. Сейчас увидим.

НЗ: То есть, после выборов возможна замена?
БН: А…Ну, не надо тут экзекуций. После выборов посмотрим, что будем делать.
Все, я пошел.
Просто мы опаздываем.

Алёна Голубева
Оригинал


Видеоархив Бориса Немцова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: