17.12.2018
История. Статьи Бориса Немцова
Журнал «Карьера»
Полагаться в жизни можно только на себя
2001 год
Борис Немцов, депутат
Государственной думы РФ, лидер Союза правых сил
«Я следую принципу — надеяться в этой жизни можно только на себя. Эту очевидную истину нам с сестрой внушила мать. Она очень умный, сдержанный, мудрый человек. Всем, что во мне есть хорошего, я обязан ей. Мама воспитывала нас одна (отец бросил семью). Была врачом-педиатром, зарабатывала рублей 150. Как-то она сказала: «Помочь вам я ничем не могу. Если выберетесь из нищеты, это будет ваша личная заслуга. Если нет — пеняйте на себя».
Спартанское воспитание пошло нам с Юлей на пользу. Бедность помогла выбиться в люди. Все очень просто: если не зарабатывать, не удастся создать семью, вырастить детей, и тогда всю жизнь вас будет преследовать комплекс неполноценности. Из этого я исходил, когда строил свои планы на будущее.
Я хорошо учился. Правда, до третьего класса был троечником и сидел на задних партах с отчаянными двоечниками и хулиганами. Но в какой-то момент положение заднескамеечника стало меня смущать. Я взялся за ум и к классу седьмому переместился в лидеры. Осознал, что без образования вряд ли можно добиться каких-то результатов в жизни, поэтому поступил на радиофак в Нижегородский университет. Теоретическая физика, астрофизика — это были очень престижные специальности в то время.
Сталин ссылал в Горький ученых-ядерщиков, и Нижегородская губерния стала родиной ядерных бомб. Сахаров, Зельдович, Курчатов — все они работали в Арзамасе-16. Я мечтал стать последователем этих великих людей. Так, благодаря Сталину, который сделал мой родной город местом ссылки, стал физиком-теоретиком. Знал, что эта профессия позволит мне заниматься наукой (Сахаров жил недалеко от моего дома), зарабатывать хорошие деньги. И еще важно — это была абсолютно деполитизированная среда. К счастью, политика не влияет на законы физики. Уравнение Эйнштейна одинаково и в Москве, и в Нью-Йорке. Что бы ни случилось в моей жизни, считал я тогда, сильное базовое образование позволит мне заниматься наукой в любой точке планеты.
Скажу честно: при всем моем серьезном отношении к учебе хулиганом я был всегда. И только теперь осознаю, сколько беспокойства доставлял маме. Видимо, моя дочь унаследовала некоторые хулиганские привычки отца. Накануне школьного выпускного бала дочь не явилась домой ночевать.
Мне сильно повезло в жизни. У меня нет кумиров, но есть хорошие друзья, которые, которые, несмотря на мои высокие должности и падения, всегда относились ко мне одинаково.
Меня многому научил Борис Ельцин, пожалуй, свою роль сыграла и судьба, потому что я случайно оказался в августе 1991 года в Белом доме. Именно после этих событий Ельцин сказал, что я должен заняться губернаторством (мне шел 31-й год). Это назначение во многом определило мою судьбу в большой политике.
Хотя в политику меня отправила все-таки мать, видимо, сама того не желая. Она попросила меня заняться экологическими вопросами в Нижнем Новгороде, когда коммунисты задумали построить в городе атомную котельную. С этого все и началось: чему-то учила жизнь, чему-то люди, с которыми я встречался.
У Ельцина научился разбираться в людях, доверять им, быть выше эмоций, признавать свои ошибки. Благодаря ему усвоил, что упрямство и чванливость — плохие черты характера.
Судьба свела меня и с другими незаурядными людьми. Я часто встречался с Маргарет Тэтчер. Она идеальное воплощение того характера, который описал Чехов: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Ее идеи ясны, понятны, четки и настолько правильны, что каждое общение с ней многому учит. «Если ты руководствуешься благими намерениями, нарушая закон, ты все равно преступник» — всегда помню эти ее слова.
Однажды леди Тэтчер сказала мне, что у дверей кабинета губернатора не должны сидеть люди. Губернатор должен быть свободным как птица и принимать только королевских особ или премьер-министров. Увидев в моей приемной в Нижнем Новгороде глав сельских администраций, она удивилась: «Почему они тут? Главы должны находиться у себя дома и заниматься проблемами села. Дай им деньги и спрашивай результат».
С тех пор я делегирую полномочия своим подчиненным и стараюсь не собирать людей у кабинета.
До августа 1998 года моя карьера всегда шла по восходящей. После знаменитого дефолта я сам прервал ее, уйдя в отставку. Считаю, что мужчина не может быть настоящим мужиком, если у него не было падений. В возрасте 38 лет я все начал с нуля. Это было хорошее время: я обдумал свою жизнь, удачи и ошибки, оценил окружающих. А потом создал первую в мире партию в Интернете, потому что, кроме моих друзей, близких и знаний компьютера, у меня н чего не осталось. Шаг за шагом вновь вернулся в политику.
Я всегда верю в себя, когда особенно трудно, повторяю себе: «Не плачь, не бойся, не проси». Стараюсь в любых обстоятельствах не чувствовать себя обиженным и обделенным. Уверен: если рядом с вами надежные люди, если вы не унываете в тяжелую минуту, если вы оптимистичны, вам всегда будет сопутствовать удача и у вас обязательно все получится».
Записала Ольга Казанская
Как же не хватает Бориса !!! Он был как луч СВЕТА в темном царстве