Перейти к содержимому

Немцов, говорите членораздельно

08.03.2020
Пресса о Немцове
Борис Немцов — депутат Госдумы

«Новая газета»
СЛУШАТЬ ПОДАНО!
16 сентября 2002

Несанкционированный доступ к информации, незаконная прослушка телефонных разговоров, тайное видеонаблюдение уже давно стали бичом современных российских политиков. Тем более что по результатам все это мало отличается от санкционированного и законного. Слишком часто подобная информация становится не оперативными данными, а достоянием прессы.

В результате «банных» скандалов лишились своих постов министр юстиции Валентин Ковалев и генпрокурор Юрий Скуратов. Дело против частной фирмы «Атол», занимавшейся как раз тайным сбором информации, попортило немало нервов всесильному в то время олигарху Березовскому. Последний громкий скандал такого рода — публикация в газетах «Завтра» и «Советская Россия» распечатки телефонных разговоров лидера думской фракции СПС Бориса Немцова и известного белорусского оппозиционера Анатолия Лебядко.

«Новая газета» приняла решение помочь российским политикам, исследовав их кабинеты на предмет наличия в них «жучков», видеокамер и прочей шпионской техники. У нас эта услуга оказывается бесплатно, если же кто-то захочет воспользоваться такой услугой, не прибегая к помощи «Новой газеты», сообщаем, что на нынешнем рынке это обойдется не дешевле 300 долларов за квадратный метр исследуемой площади.

В этой акции «Новой газете» помогают наши друзья — специалисты, в недавнем прошлом работавшие в органах безопасности России.

Немцов, говорите членораздельно

Первым объектом нашей контрразведывательной операции стал последний из пострадавших от технического шпионажа — Борис Немцов. Вооружившись аппаратурой, которая, по словам специалистов, стоит не меньше 20 000 долларов, мы пришли в его огромный кабинет (метров 100—120, интересно, во сколько бы Борису Ефимовичу обошлась такая проверка, приди к нему не такие альтруисты?).

Немцовский кабинет, состоящий из трех помещений, проверили на наличие микрофонов в стенах и на наличие эфирного прослушивания. Вся операция заняла два часа. По правде сказать, этого мало, наши специалисты утверждают, что на проверку такого помещения необходимо минимум 6—8 часов, но хозяин кабинета на бесплатную безопасность больше времени выделить не смог, поэтому что-то наши специалисты могли и не заметить.
Однако и двух часов хватило, чтобы выявить три подозрительные точки на стенах как раз той комнаты, где Борис Немцов проводит конфиденциальные переговоры. При ближайшем рассмотрении одна из точек оказалась ложной тревогой — датчиком пожарной сигнализации, укрепленным за стеной в другой комнате, как раз напротив подозрительного места. Сложные современные противопожарные датчики, содержащие полупроводниковые элементы, иногда обманывают аппаратуру, прикидываясь микрофонами.

Установить, что представляют собой две другие «нехорошие» точки, мы точнее не смогли, так как для этого надо было вскрывать стенные панели. О факте их существования просто сообщили помощнику Немцова. Тот обреченно махнул рукой: «Борис Ефимович слишком беспечен, его уже много раз предупреждали, что надо что-то делать, но все без толку».

Также с определенной долей вероятности было установлено, что в конфиденциальной комнате ведется видеонаблюдение, закамуфлированное в потолочной лепнине; для детальной проверки и выявления точного места нахождения камеры у нас уже не было времени.
Под конец нашей а-ля чекистской операции в кабинете появился сам хозяин. Он пожаловался, что прослушка его разговоров ведется давно. И определяет он это не по щелчкам и хрипам телефонов, как иные обыватели, страдающие манией преследования, а по тому, что его разговоры время от времени публикуются в газетах, а то и транслируются на телевидении.

В 1997 году «Новая газета» опубликовала его разговор с г-ном Лисовским, с которым Немцов обсуждал выплату гонорара за написанную им книгу. Кто именно тогда так интересовался беседами Немцова — Лисовского, Борис Ефимович не знает, но допускает, что слушали не его, а Лисовского. Тогда вице-премьер Немцов пожаловался своему непосредственному начальнику премьер-министру Виктору Черномырдину, на что Черномырдин сказал: «А что ты, Боря, хотел?».

Второй раз Немцов стал жертвой прослушки в 99-м, когда compromat.ru опубликовал его беседу с Чубайсом, которую он вел с сотового телефона Бориса Минца. И в этом случае Немцов допускает, что слушали не его, а Минца, причем слушали, скорее всего, те, кто конкурировал с Минцем на губернаторских выборах в Ивановской области.

В третий раз достоянием гласности стал его разговор с Дмит рием Савельевым в прошлом году, который прозвучал в эфире одного из нижегородских телеканалов. И опять Немцов не знает наверняка, кто подслушал его разговор с кандидатом в нижегородские губернаторы.

Последняя прослушка — уже четвертая из тех, что попали в СМИ; в этом случае думский лидер «правых» винит спецслужбы Белоруссии. «У них потому там это дело так хорошо поставлено, что они тратят деньги, сэкономленные на нашем дешевом газе, именно на свою госбезопасность», — считает Немцов.

Во всех четырех случаях Немцов обращался с жалобой в прокуратуру, но до суда дело ни разу не дошло, а помочь в этой проблеме, по его мнению, может одно: посадить кого-нибудь за подобные шпионские дела.
Но были случаи с людьми рангом пониже, когда злоумышленника установить удалось наверняка. Однажды к Немцову в кабинет пришел ныне покойный депутат Владимир Головлев, в ту пору он был еще членом фракции СПС. Головлев предложил прослушать запись разговора немцовского пресс-секретаря Лилии Дубовой с челябинской активисткой Татьяной Кадочниковой. Немцов отказался знакомиться с записью, так что ее содержание осталось тайной, унесенной Головлевым в могилу. Дубовая же по-прежнему — пресс-секретарь Немцова.

Комментарий специалиста
В нескольких случаях Бориса Немцова прослушивали с помощью сотовых телефонов. Это очень удобно: телефон всегда находится при хозяине, и в современных телефонах предусмотрен так называемый полицейский режим, когда микрофон даже выключенного телефона можно активизировать извне, незаметно для хозяина. Бороться с этим можно с помощью акустического сейфа. Это небольшой прибор, вмонтированный прямо в телефонный чехол, есть и настольные варианты. Когда микрофон вашего телефона попытаются активизировать, прибор подаст вам сигнал и перейдет в шумоподавляющий режим.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading