Перейти к содержимому

Немцов на совещании по проблемам ВПК. Конверсия

26.12.2019
Борис Немцов, губернатор нижегородской области
Визиты Немцова. Саратов

25 октября 1996 года в здании правительства Саратовской области под председательством губернатора Дмитрия Аяцкова прошло совещание по проблемам военно-промышленного комплекса Поволжского региона с участием представителей Миноборонпрома и Минобороны РФ (не отреагировали на приглашение министерства экономики и финансов), руководителей оборонных предприятий регионов, входящих в ассоциацию “Большая Волга”, и членов областного правительства. Это мероприятие само по себе достаточно интересно, чтобы остановиться на нем несколько подробнее.

Совещание по проблемам ВПК (некоторое отступление от рассматриваемой темы)

Совещание было обставлено в обычной для новой саратовской реальности форме политического шоу с выходами и сюрпризами для публики. Главным сюрпризом стало давно обещанное прибытие в Саратов губернатора Нижегородской области Бориса Немцова. Главный выход – “хозяина” мероприятия – в результате оказался даже несколько смазан, однако Дмитрий Аяцков все же старался держаться безукоризненно, блистать и вести себя так, словно собирать представителей Центра и “Большой Волги” в его области – прямо-таки добрая традиция.

По общему мнению выступавших на совещании, положение, сложившееся на предприятиях ВПК (как тех, кто вышел из-под опеки государства, так и оставшихся казенными) чрезвычайно сложное. Назывались причины, приведшие к краху этого недавнего колосса, обеспечивавшего в регионах содержание социальной сферы, занятость работой и т.д.: отсутствие госзаказов, из рук вон плохое финансирование конверсионных программ, невозможность выйти на мировой рынок военной продукции и т.д. И конечно, огромные долги государства и прочих заказчиков за уже сделанную и отгруженную продукцию, из-за чего людям не выплачивается зарплата.

Московские гости ничем не порадовали “оборонщиков”. Напротив, из их выступлений явствовало, что у государства нет денег ни на заказы, ни на конверсию, ни на погашение долгов. А заместитель начальника одного из управлений Минобороны генерал Калмыков так и сказал: “Ваши обращения к нам ничего не дают, так как мы деньги не держим. Только перевод бумаги”. На что первый вице-премьер правительства Саратовской области Леонид Ващенков отреагировал вопросом: “А что мы скажем людям, которые ждут заработанных денег и, коли нам сказать нечего, завтра выйдут на улицу?”. Ответа не было.

Что касается предложений по выходу из кризиса, то их оказалось немало. Однако, по-видимому, все понимали, что уповать на Москву приходится все меньше, а действовать нужно на уровне регионов и сообща – в рамках той же ассоциации “Большая Волга”. От федерального же руководства промышленники по-прежнему ждут внимания, которое бы позволило российским предпринимателям наконец-то заняться производством, не боясь скорого разорения и колоссальных долгов.

В конце совещания было принято решение, в которое, в частности, вошли требования к федеральным властям: погасить долги по госзаказу за 1994-96 годы; обеспечить финансирование конверсионных программ; предоставить предприятиям оборонные заказы и обеспечить их выполнение. А в качестве особо срочных требований, от которых, как было замечено, зависит физическое существование оставшихся на оборонных предприятиях людей, названы: выплата задолженности по зарплате и обеспечение заказами на 1997 год.

В тот же день состоялась совместная пресс-конференция губернаторов Саратовской и Нижегородской областей – Дмитрия Аяцкова и Бориса Немцова, в которой приняли участие руководители областных министерств.

На ней, отвечая на вопрос о том, какие надежды дает ВПК нынешняя встреча, Аяцков сказал: “Я не думаю, что мы все потеряли”, хотя и отметил напряженность ситуации. Он указал, что у области есть резервы, и сообщил, что был бы даже рад, если бы федеральный центр “окончательно отказался от нас” – “мы знали бы, что теперь это наши проблемы”, которые надо решать, рассчитывая только на себя.

Немцов также выразил сдержанный оптимизм, связав надежды с переходом системы размещения заказов в ВПК на конкурсную основу – это, по его мнению, помогло бы не только встать на ноги работоспособным предприятиям, но и подорвало бы экономические основы преступности, разрушив “кормушку” коррупционеров.

Дмитрий Аяцков и Борис Немцов сформулировали также свое отношение к созданию так называемой “налоговой ВЧК”. Аяцков заявил, что “слово ВЧК мы слышим с 17-го года, и чем это кончается – прекрасно знаем”. Он выразил мнение, что введение налоговой “чрезвычайки” – лишь очередная политическая авантюра. В решении налоговых проблем, по его мнению, должна присутствовать система; что же касается нынешних радикальных мер федерального центра, то в Саратовской области все распоряжения Москвы будут выполнены, но “это себя не оправдает”.

Немцов также выразил негативное отношение к ВЧК, но не был столь радикален. Сравнивая положение в стране с периодом, который бывает в жизни каждых мужчины или женщины и который можно, по его выражению, назвать “последним шансом”, нижегородский губернатор заявил, что ВЧК – это “по-настоящему последний шанс” нынешнего правительства. По мнению Немцова, если правительство не обеспечит сбора налогов, то может произойти “бунт бессмысленный и беспощадный”. По его словам, разговоры об опасности мятежа в армии или перерастании всероссийской профсоюзной акции протеста 5 ноября в массовые беспорядки – не пустой звук. Но “Чубайс не Дзержинский, Черномырдин – тем более”, – сказал нижегородский губернатор: не исключено, что в процессе работы комиссии родятся “какие-то умные мысли”. Если же все закончится снесением, как выразился Немцов, голов нескольким боярам, то “наши директора все уже пережили и ничего не боятся”, а потому в этом случае работа комиссии едва ли принесет пользу. “Неплохо было бы, чтобы вслед за словом ВЧК прозвучало слово НЭП”, – сказал он.

Вообще же следует отметить, что пресс-конференция неожиданно обнажила некоторые забавные детали. Рядом с Немцовым, ведшим себя ровно, спокойно и сдержанно, конкретно отвечавшим на вопросы со ссылками на свой и чужой опыт, оперировавшего цифрами и фактами, в поведении Аяцкова не могла не броситься в глаза гораздо более высокая степень ритуальности. Губернатор Саратовской области откровенно стремился не проигрывать рядом с нижегородским коллегой, брал слово, когда в этом не было необходимости (большинство вопросов просто не были обращены к нему) и часто произносил при этом совершенно бессодержательные тирады (что-то вроде “и мы тоже работаем над решением этой проблемы и, если будем работать все вместе, обязательно решим ее”) или делал нарочито резкие заявления, впадая в своего рода браваду. Однако лично лицезреть пресс-конференцию могли только приглашенные на нее журналисты, никому из которых в голову не пришло отметить все перечисленные обстоятельства в печати. В результате совещание и визит Немцова прекрасно вписались в роль “события месяца” и стали новой главой в истории развития локальной мифологии.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: