11.09.2020
История. Интервью с Борисом Немцовым
Канада, февраль 2012 года
Откровенный рассказ о политической борьбе между оппозиционером и В.Путиным
Борис Немцов: «Если вы хотите победить в России коррупцию – надо победить Путина»
О взрывах домов в 1999-м, низком уровне сотрудников ФСБ, причинах неудач в борьбе с коррупцией и своих личных рисках – Немцов в интервью в Канаде.
– В 1999 году произошли два взрыва домов в Москве. Сразу же начали говорит о том, что в этом есть след ФСБ. И г-н Литвиненко эту версию развивал. Ваше отношение к тем событиям?
– Я знаю про эту версию. Я считаю, что выигравшим от этой истории стал Путин, то есть политические очки заработал он. То, что он по полной программе выжал все максимально возможное из этих взрывов домов, мне очевидно. Но у меня есть сомнения, что это сделал КГБ и ФСБ. И эти сомнения вот какие: за последние 15 лет квалифицированные люди, которые работали в КГБ, из КГБ ушли, ушли в частный сектор. Представить себе, что там остались такие отчаянные, которые способны вот это все взорвать, трудно. Уровень квалификации этих чекистов такой низкий, что они, по-моему, вообще ни на что не способны. По крайней мере, судя по тому, как они мне провокации устраивают, я могу сказать, что они очень низкоквалифицированные и недалекие люди.
– Почему не получилось? Почему коррупция победила?
– Коррупция стала африканской не при Ельцине, вы удивитесь, при Ельцине тоже воровали, естественно. Но по масштабам коррупции путинская Россия радикально в худшую сторону отличается от ельцинской. Путин создал питательную среду для коррупции, уничтожив свободу слова, он запретил заниматься журналистскими расследованиями. Убийство Политковской, Магомеда Евлоева, Натальи Эстемировой и многих других правозащитников-журналистов сделало профессию журналиста смертельно опасной. Естественно, в такой затхлой среде, когда, собственно, никаких демократических инструментов борьбы с коррупцией нет, они уничтожены, мы на 146 месте по этому показателю, рядом с Гвинеей-Бисау, с Нигером, Зимбабве и так далее.
Путин на самом деле сам источник коррупции. Весь его клан – кооператив «Озеро», близкие из мэрии, чекисты и так далее – они сейчас богатейшие люди России. Мы оцениваем состояние клана Путина в 140 млрд долларов. Если человек коррумпирован сам, то как он может бороться с коррупцией. Знаете, рыба гниет с головы.
Поэтому, если вы хотите победить в России коррупцию – надо победить Путина.
– Борис Ефимович, у вас была команда тогда молодых, активных людей. Но вы были единственным человеком, который смог открыто, первым сказать в то время, когда Путин был почитаем, как Мао Цзэдун в стране, вы смогли ему сказать все, что вы о нем думаете, публично.
– В путинской России не действуют законы. Быть в оппозиции – это подвергать свою жизнь и жизнь своих близких, свою свободу, риску. Я, когда решал – идти мне дальше заниматься политической деятельностью, бороться с Путиным, я для себя эти риски оценил. Я не хочу умирать, это конечно, то есть риск быть убитым запредельный. Но я понимал, что, например, преследование уголовное или какие-то иные политические преследования, они меня ждут. Так оно и случилось. Не все люди готовы на такие риски. Я этих людей не осуждаю, знаете, каждый сам творец своей судьбы. Но я, тем не менее, считаю, что поскольку я из страны уезжать не хочу, из России, и дети мои тоже не хотят уезжать, я считаю, что надо бороться, в том числе и за будущее моих близких, родных, детей. Вот, собственно, я для себя такое решение принял.
– Желаем вам успеха в вашей нелегкой борьбе и надеемся, что вот эти первые всходы вашей многолетней борьбы, они будут развиваться.
– Ну, да. Знаете, один классик говорил хорошо: «В России надо жить долго». Вот и все.
– Мы желаем вам жить долго.
Фрагменты интервью русской телепрограмме MixTV. Февраль 2012 года
Материал подготовила Алёна Голубева