Перейти к содержимому

Немцов произвел серьезное впечатление

25.04.2021
О Немцове
Вспоминает Валентин Казаченко, Зеленогорск

VIP-ВИЗИТ
Бывший мэр Валентин Казаченко трижды встречался с Борисом Немцовым. В его личном архиве сохранились фотографии и книга, подаренная политиком.

«Очень печально, что у нас в стране такое случается. Совершенно правильно, что президент лично обязал силовые органы принять меры к тому, чтобы преступление было раскрыто. Обязанность президента – защита граждан России, а Немцов был гражданином, – начал В. Казаченко. – Сам по себе Немцов был человеком неординарным и по жизни, и по работе, но и много сомнительного было вокруг него в последнее время. Дело в том, что, когда он отошел от исполнения государственной службы, то, разумеется, в нем остался осадок большой неудовлетворенности. Это привело его в стан радикальной оппозиции, а в таких случаях всегда возникает конфликт и с властью, и с определенной частью общества. Я относился очень ровно к нему, хотя не разделял его взглядов. В любом случае, случившееся с ним очень печально».

Как рассказал Валентин Григорьевич, первый вице-премьер Б. Немцов посетил Зеленогорск 21 апреля 1997 года. В. Казаченко, будучи главой города, встретил его на КПП-1. «Борис Ефимович прибыл в город из Красноярска. Он приехал на «Волге», а его соратница Элла Панфилова – в «Рафике». Премьер сидел сзади, снял пиджачок, повесил на спинку сиденья. Был кто-то из краевых чиновников, но второстепенные лица: дорогу, видать, показывали», – вспоминал Валентин Григорьевич.

По его словам, 1997 год остался памятен тем, что к управлению страной пришла новая команда во главе с Виктором Черномырдиным, которая начала внедрять различные реформы, в том числе и реформу ЖКХ. В это время и в Зеленогорске начали реформировать жилищно-коммунальный комплекс, что вызвало интерес не только краевых властей, но и центральных. «Мы подняли плату за жилищно-коммунальные услуги, и это вызвало большой интерес властей. Все испугались, как к этому отнесется население, – вспоминал В. Казаченко. – Губернатор Зубов специально приезжал с большой делегацией, где были депутат Травкин и председатель Госстроя – очень большая правительственная делегация изучала наш опыт. А горожане общего увеличения тарифов практически не почувствовали, и ни одного замечания не поступило».

Первым делом Борису Немцову показали город, затем – МСЧ № 42. «По медсанчасти у нас тоже была определенная напряженка. Медсанчасть до определенного времени была в федеральной собственности. Я принял меры, чтобы перевести ее в муниципальную собственность, и мы ее практически забрали, – вспоминал Валентин Григорьевич. – Мы отошли от финансирования медсанчасти федерацией и перешли на собственное, что позволило нам начать поднимать практически развалившуюся медицину. Запланировали строительство патологоанатомического, диагностического, инфекционного, психоневрологического корпусов. Все это наполнялось оборудованием. В свете указов по борьбе с наркоманией, мы спроектировали большой психоневрологический корпус, где даже сауны были предусмотрены. Потом часть его помещений переделали под стоматологическую поликлинику».

По словам В. Казаченко, Э. Панфилова также всем живо интересовалась и даже общалась с народом. «Собрала горожан на улице и спрашивала, что за управленцы в городе, кто ворует… По ее словам, о нас люди очень хорошо отозвались», – продолжал В. Казаченко.

После осмотра медсанчасти Валентин Григорьевич предложил Б. Немцову проехать в поселок «1000 дворов». Рассказал, что индивидуально-жилищное строительство ведется по генеральному плану и, между прочим, упомянул, что для обустройства поселка еще нужно 700 млн рублей.

«К сожалению, изыскать тогда эти деньги мы не могли. Со средствами в ту пору у нас были проблемы. С выплатой зарплат бюджетникам возникли трудности. Мы не могли вести строительство в городе: имели 30 процентов дефицита тепла. Поэтому мы бюджетные деньги – 500 млн рублей – направили на строительство теплосети, – вспоминал бывший глава города. – Построили две нитки по 18 км. Зато сейчас город имеет не менее 30 процентов запаса тепла, что позволяет строить жилье и социальные объекты на перспективу.

А Немцов у меня поинтересовался: «А кто это строит, начальники?» Я отвечаю, мол, не может же в городе на 70 тысяч человек быть тысяча начальников. Кроме этого, у нас еще полторы тысячи коттеджей есть в Орловке и Октябрьском. А он спросил: «А откуда они деньги берут?» Я ему отвечаю: где-то подкопили, брали кредиты, может, утащили, где плохо лежало.

Он удивился: «Как, своровали?» Я ответил, мол, они же не в Америку дома увезут, они здесь останутся. Это решение жилищной проблемы. Если бы мы раньше начали давать землю и разрешили строительство, у нас не было бы проблемы с жильем. Потом говорю: это же семейственность – дети будет оставаться в городе. Он походил-походил и говорит: «Молодец! Правильно».

…Кормили вице-премьера в «Космосе». Особых гастрономических пожеланий у него не было. «Не помню, выпили мы по рюмке или нет, но предлагать – я точно предлагал, по-моему, и выпили», – улыбнулся Валентин Григорьевич.

«МЫ КРУЧЕ, ЧЕМ «ЯБЛОКО»

В большом зале администрации в тот день с участием Б. Немцова прошло совещание, в котором участвовали депутаты, представители администрации, городские руководители. Главная тема – реформа ЖКХ. Вот что писала 30 апреля 1997 года предшественница «СГ» «Полезная газета»:

«Из выступления первого вице-премьера правительства Бориса Немцова на городском совещании по вопросам жилищно-коммунальной реформы 21 апреля следовало, что проблема является перезревшей и тянет всю экономику и бюджет страны на дно кризиса». Как сообщалось в заметке, Б. Немцов утверждал, что стабильности в стране можно достичь, только начав реформу ЖКХ.

А вот что рассказал о том совещании В. Юровский, который в то время был депутатом горсовета. По его словам, совещание свелось, в основном, к выступлению Б. Немцова.

«Содержательная часть выступления мне не понравилась.
Во-первых, я был членом партии «Яблоко» и политическим противником президента Ельцина, мне категорически не нравились его методы руководства и проводимая им политика, включая реформирование ЖКХ, – вспоминал В. Юровский. – А Немцов был одним из самых видных и деятельных членов команды президента и как раз занимался реформой ЖКХ.
Во-вторых, вице-премьер в своем выступлении нахваливал нашего мэра за «правильные и опережающие» шаги в изменении городской политики в жилищно-коммунальной сфере. На самом деле, политика эта состояла в том, что наша администрация опережающими темпами (по сравнению с краем и со страной в целом) снижала расходы бюджета на ЖКХ за счет повышения доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, против чего я, как депутат, постоянно боролся».

Несмотря на политические разногласия, на Владимира Кирилловича произвело сильное впечатление человеческое обаяние Бориса Немцова, его простота, открытость, улыбчивость, манера говорить.

«Он не вещал сверху вниз, как это обычно свойственно начальникам, в том числе куда более низкого ранга, а общался как с равными, простым и доступным языком», – вспоминал В. Юровский.

Кстати, газета «Панорама» в статье, освещавшей визит вице-премьера, привела ответ Б. Немцова на вопрос о том, как он относится к предложению городской организации «Яблоко» декларировать чиновникам доходы и расходы. «Хорошая идея, полностью ее поддерживаю. Скоро будет указ президента на эту тему, и я один из его соавторов, – ответил Борис Немцов. – Думаю, что в плане борьбы с коррупцией и наведения порядка во власти это надо будет делать… Мы, кстати, в указе еще круче написали – члены семей должны представлять, какая у них недвижимость. Ведь у главы может не быть недвижимости, а у его жены может быть. Так что мы круче, чем «Яблоко».

ИГРАЛ НЕ ПО ПРАВИЛАМ

В общей сложности политик пробыл в Зеленогорске шесть часов. «Я проводил его до КПП. Распрощались, обнялись», – вспоминал В. Казаченко. На память гость подарил свою книгу «Провинциал» с автографом: «Дорогому Валентину Григорьевичу огромное спасибо за теплый прием. Вы – молодец, но таких мало в России… к сожалению. 21.04.97».

В дальнейшем В. Казаченко встречался с Б. Немцовым по поводу завода инфузионных растворов, строительство которого в городе лоббировал бывший мэр. Тогда Немцов помог ему встретиться с председателем правительства В. Черномырдиным, что стало решающим фактором в продвижении вопроса.

В третий раз Валентин Григорьевич столкнулся с Б. Немцовым случайно. «Я по какому-то вопросу, может, даже по «инфузионным растворам», летал в Москву. Целый день протолкался в Минфине и пригласил весь отдел минфиновок поужинать, – вспоминал В. Казаченко. – Мы пошли в ресторан напротив Минфина, по-моему, в «Российский сувенир»: ужинали, выпивали. Смотрю, напротив за столиком с кем-то сидит Немцов. Тогда он уже не был в правительстве. Я подошел, говорю:

«Борис Ефимович, то, что мы начинали, в принципе нашло разрешение. Принято постановление правительства о строительстве у нас предприятия по производству физрастворов. Я благодарен вам, что вы в свое время поддержали нашу инициативу».

Он спросил, все ли у нас в порядке? К сожалению, новое руководство города остановило проект, несмотря на то, что было подготовлено здание, закуплено оборудование».

Говоря о личностных качествах политика, В. Казаченко сказал, что тот запомнился ему человеком приятным в общении.

«Он глубоко разбирался не только в экономике, но и в других отраслях народного хозяйства и в социальных вопросах. Очень поддерживал все новое и прогрессивное, – рассказал В. Казаченко. – Чувствовалось, что это человек самолюбивый, который высоко ценит собственное достоинство и, как показалось, немного рисующийся. В то время он, конечно, произвел на меня серьезное впечатление. Было ему тогда 35 лет. Я следил в дальнейшем за его жизнью и деятельностью. Переживал, мол, куда ж тебя, парень, занесло. Но внутренней антипатии по отношению к нему не было. Всегда с интересом наблюдал, что он опять выкинет?!»
Сегодняшняя газета

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: