Перейти к содержимому

Немцов: «…А диктатор там кровавый, беспредельный…»

27.05.2021
Интервью с Немцовым
О событиях в Беларуси, о Лукашенко, о Путине, о российском МИДе
Март 2011 года

Декабрь 2010 года. Выборы в Беларуси. Протесты против чудовичных фальсификаций в пользу Лукашенко.
К вечеру 19 декабря, когда победа Лукашенко становится очевидной, на Октябрьскую площадь собираются несогласные с результатами выборов, считающие их сфальсифицированными.
Площадь 2010 — акция протеста в Минске, начавшаяся 19 декабря 2010 года против результатов президентских выборов 2010 года. В самой Белоруссии событие известно под названием «Плошча 2010».
Основная часть протестующих собралась на Октябрьской площади, откуда собравшиеся (по разным оценкам, от 30 до 60 тысяч человек) направились на площадь Независимости, где потребовали проведения повторных выборов — без участия действующего руководителя страны Александра Лукашенко.
Однако белорусские власти не пошли на диалог с протестующими. Был осуществлён силовой разгон демонстрации внутренними войсками, силовиками были задержаны сотни протестующих, в том числе семь кандидатов в президенты. В последующие дни после разгона демонстрации оппозиция организовала ряд менее массовых акций протеста.
США и ЕС осудили действия белорусских властей.
Россия одобрила силовое подавление демонстрации.
WIKI


Интервью с Борисом Немцовым.
В свете сегодняшних событий, то есть событий 24 мая 2021 года, а именно незаконного захвата самолета, по сути теракта

Захват самолета c Протасевичем: как это было (24.05.2021). DW
Белорусские власти вынудили самолет Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, совершить экстренную посадку в Минске. Сделано это было, судя по всему, для того, чтобы задержать известного белорусского оппозиционного блогера и личного врага Александра Лукашенко — Романа Протасевича.


ИНТЕРВЬЮ С НЕМЦОВЫМ. Март 2011. Канал Bogdan555


РАСШИФРОВКА

Анастасия РЫБАЧЕНКО: Считаете ли вы акцию протеста, прошедшую 15 (19?) декабря в Минске, погромами и беспорядками, как обычно об этом говорят проправительственные СМИ в Белоруссии?

Борис НЕМЦОВ: Да какие погромы, народ вышел, возмущенный тотальными фальсификациями, которые были на белорусских выборах. Хорошо известно, что Лукашенко получил на тех выборах максимум 42% голосов, и чтобы уничтожить оппозицию, полностью зачистить все возможности для людей протестовать, он взял и в истерике пересажал всех, и действует ровно так же, собственно, как и любой диктатор действует, когда теряет власть. При этом его легитимность только уменьшилась, его никто уже за лидера не считает. Даже наши автократы, и то относятся к нему достаточно прохладно, судя по их последним заявлениям, хотя и непоследовательно. А если уж говорить про Европу, про остальной мир, он давно уже изгой, давно уже персона нон-грата, санкции политические, которые введены по отношению и к Лукашенко, и ко всем негодяям, которые выборы фальсифицировали, они, на мой взгляд, сами за себя говорят. Кстати, за эти санкции проголосовал весь Европарламент единогласно, я вообще не знаю, там, кто против голосовал, по-моему, ни одного голоса против не было. Таким образом, он тем самым пытается продлить агонию своего собственного режима и устраивает вот эти садистские разбирательства с собственным народом, но не только с собственным народом, а еще и с гражданами России, да? С вами, Гапоновым и Бреусом, и, в общем, эти безобразия закончатся, видимо, только тогда, когда его, в конце концов, уже свергнут и отвезут в Гаагский трибунал, чтобы судить.

РЫБАЧЕНКО: Ну, последнее, после последнего судебного заседания над Артемом и Иваном российский МИД выступил с заявлением, где сообщил, что собирается ждать и надеяться на справедливый приговор россиян. Как вы оцениваете позицию МИДа, насколько он заинтересован в том, чтобы они были освобождены?

НЕМЦОВ: Насть, позицию МИДа я испытал на себе, когда боролся за то, чтобы тебя отпустили. Вот, вначале посол Суриков сказал, что мы девочку Настю хорошо знаем, и, конечно же, сейчас мы обязательно пошлем консула, и консул будет ее, там, спасать, чтоб она не замерзла, чтобы к ней там по-человечески относились. А потом на следующий день тот же самый Суриков сообщил, что Лукашенко действовал правильно, что все те, которые арестованы, включая русских граждан, они арестованы законно, и что каждая власть обязана обеспечивать общественный порядок.
Поэтому то, что наша власть, в частности, МИД ведут себя крайне непоследовательно, мягко говоря, а попросту потакают режиму – для меня это не новость. Я думаю, что связано это с тем, что у Путина и Медведева впереди еще мероприятие, которое они как-то по странному лингвистическому обстоятельству выборами называют, и они, по всей видимости, готовятся в том числе и к подавлению акций протеста в случае тотальной фальсификации этих самых выборов, и в этом смысле Лукашенко-то им как раз ментально близок. Он для них свой, по большому счету. Он, конечно, сукин сын, но он, все-таки, свой сукин сын.

Мне кажется, что непоследовательность МИДа, когда, с одной стороны, говорят – давайте уже, освобождайте наших граждан, в том числе Артема и Ивана, а с другой стороны, давайте еще будем на что-то, там, надеяться, свидетельствует просто о том, что режимы-то одинаковые, тут авторитарный режим, у нас в России, и в Беларуси авторитарный, вот, и ворон ворону глаз не выколет, правильно?

Теперь, что я считаю, я думаю, что Лукашенко надеется с помощью процессов над Артемом и Иваном, он надеется вступить в какой-то торг, торг с Путиным и Медведевым, в первую очередь, по поводу денежной помощи Беларуси. Дело в том, что белорусская экономика настолько убога, что она без российской помощи жить не может, и, по всей видимости, он будет торговаться.
Ну, например, освобождение Артема и Ивана будет связывать с миллиардными дотациями, необходимыми его репрессивному режиму.

РЫБАЧЕНКО: Сейчас «Солидарность» проводит кампанию поддержки Ивана и Артема «Свободу заложникам Лукашенко», и на сайте «uznikiluki.ru» проходит сбор подписей под требованием в случае отказа белорусских властей освободить россиян ввести против Белоруссии экономические и дипломатические санкции, в частности, отказ от поставок газа на территорию Белоруссии. Как вы считаете, насколько эти санкции значительны будут для Белоруссии, способны повлиять на участь…?

НЕМЦОВ: Насть, ну, я… Ты по адресу задала вопрос, дело в том, что я первый российский чиновник, который ввел санкции против Беларуси, когда был арестован, правда, не Рыбаченко, а Павел Шеремет.
Я тогда убедил Ельцина, что нужно отключить Лукашенко от газа, будучи министром топлива и энергетики. Я должен сказать, что эта команда прошла, и через два часа после того, как закрутили кран, Пашу Шеремета отпустили.
Прошло два часа. Позвонил Лукашенко, я тогда работал вице-премьером, он позвонил Ельцину, Ельцин по нашей с ним договоренности трубку не взял. Ельцин не стал брать трубку, а я ее взял, естественно, и сказал ему, что «уважаемый Александр Григорьевич, немедленно отпускайте Шеремета – получите газ в полном объеме».
Когда он понял, что с Ельциным все согласовано, в общем, Шеремет оказался на свободе. Это известная история.

Теперь, будет ли Путин вводить санкции – я сильно сомневаюсь, все-таки, Путин не Ельцин, вряд ли, для него, все-таки, Газпром – это личный бизнес, это миллиарды, и судьба двух молодых людей, я думаю, его мало интересует.
С другой стороны, если говорить о России как о полноценном государстве, то любое государство должно защищать своих граждан, и здесь все средства хороши.

Дальше, конечно, ключ к решению белорусской проблемы находится в Кремле, это для меня очевидно. Если бы путинский режим не дотировал режим Лукашенко в миллиардных объемах, я думаю, уже давно бы там Лукашенко не было, и, естественно, политзаключенных тоже не было.
Способны они на это – я думаю, что нет, они не способны.

РЫБАЧЕНКО: И последний вопрос. Во время «оранжевой революции» вы были в Украине. Как вы думаете, случится ли вам оказаться свидетелем революции в Белоруссии?

НЕМЦОВ: Ну… Я, честно говоря, очень надеюсь на то, что я доживу до момента, когда, во-первых, лозунг «Жыве Беларусь!» и белорусские флаги будут уже официальными, я доживу до этого, второе, мне оппозиция белорусская обещала, что сделает меня почетным гражданином Беларуси, ради этого стоит поехать, наверное, и участвовать, но я скажу так: я думаю, что сам Лукашенко, он, конечно, ни в какое сравнение с Кучмой, Януковичем не идет. Ну, он…

Это, знаете, как сравнивать Мубарака с Каддафи. Все-таки, Мубарак, ну, были там, конечно, волнения и даже были жертвы, но там не было такого кровопролития, как вот сейчас происходит в Ливии.

Вот, мне кажется, что как раз Лукашенко – это такой славянский Каддафи, то есть, он беспредельщик. Он убийца, он диктатор, ему уже отступать некуда, он уже сжег все мосты, то есть, он, ну, совсем уже невменяемый человек. И у меня такое ощущение, что там бархатной революции не может быть. Не потому, что народ плохой, народ как раз очень душевный, очень нам близкий ментально, очень спокойный, между прочим.
А диктатор там кровавый, беспредельный, у него руки по локоть в крови, поэтому ждать, что там какая-то бархатная революция случится, я думаю, не стоит. Мне кажется, что как раз, вот, твоя правильная идея о санкциях, она гораздо быстрее к успеху приведет, чем попытки организовать что-то подобное, что было в Киеве в 2004.

РЫБАЧЕНКО: Все, спасибо.


СПРАВКА

ВЕСТИ.RU. 22декабря 2010 года. За участие в несанкционированных акциях белорусской оппозиции в Минске 19 и 20 декабря были задержаны не 9, а 10 россиян. Уточнённые данные о задержанных сообщило посольство России в Белоруссии.

Сотрудники посольства России встретились с задержанными и арестованными россиянами. Анастасия Рыбаченко, арестованная на 15 суток, заявила российским дипломатам «о безосновательности её задержания и вынесении ей незаконного приговора». Сейчас Рыбаченко находится в изоляторе временного содержания Минского района. По её словам, она не принимала участие в несанкционированных акциях, а лишь поинтересовалась у сотрудников милиции, за что задерживают людей на площади перед парламентом Белоруссии.

Россиянка Анастасия Рыбаченко вынуждена была объявить голодовку, добиваясь встречи с представителями российской консульской службы. Кроме того, она пожаловалась российским дипломатам на то, что в помещении, где она содержится, холодно, а у неё нет тёплых вещей.

Представители посольства России в Белоруссии передали Анастасии Рыбаченко тёплую одежду и по просьбе арестованной сообщили в Россию её матери о том, что случилось с Анастасией и где она находится. Как сообщает ИТАР-ТАСС, российская дипмиссия в Минске предпринимает все меры для освобождения россиян, задержанных в Минске 19-20 декабря.

До 22 декабря белорусская сторона ничего не сообщала о судьбе двоих россиян, задержанных в Минске 19 декабря. Акции протеста в Минске начались после того, как было объявлено, что на выборах президента  вновь победил действующий президент Александр Лукашенко, находящийся у власти уже 17 лет. В воскресенье милиция разогнала демонстрантов, задержав около 600 человек.


Материал подготовила Алена Голубева
Страница в FB НЕМЦОВ.ВИДЕО
ВИДЕОАРХИВ БОРИСА НЕМЦОВА

1 комментарий для “Немцов: «…А диктатор там кровавый, беспредельный…»”

  1. Уведомление: Немцов: «Российское государство недостаточно защищает своих граждан» — НЕМЦОВ МОСТ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Больше на НЕМЦОВ МОСТ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Continue reading