27.02.2022
Москва, Большой Москворецкий мост (Немцов мост)
Мемориал Бориса Немцова
7 лет со дня убийства Бориса Немцова
На счетчике 2557 день
Надежда Жуковская с Ильей Зюзиным
27 февраля 2022 года.
Большой Москворецкий мост.
Семь лет назад здесь был убит Борис Немцов. Заказчики этого политического убийства не найдены. Семь лет на Мосту день и ночь, в холод и в дождь кто-то дежурит, я не понимала раньше, зачем? что за фанатизм? Стала понимать, когда в прошлые годы кричали в спину: “валите на кладбище со своими цветами, нечего устраивать здесь помойку!”
Теперь всё очень вежливо. Дежавю — Красная площадь 27.02, как и в прошлом году, закрыта, за решёткой переливаются огоньки катка. Так же, как в прошлом году, просят надеть маски, вежливые полицейские стоят с пачкой масок (смешно, а ведь два года назад, в самом начале ковида, они же перед Маршем Немцова, на “рамках”, требовали снять санитарные маски).
Они стоят, а нам сегодня постоять хоть немного у места гибели Бориса, мысленно помолиться, оглядеться, найти знакомые лица в толпе, поговорить — уже невозможно: “Граждане, после возложения цветов проходим, не задерживаемся! Проходим, граждане!”, — повторяют в мегафон. Люди идут и идут, цветов всё больше.
Может быть, сегодня и народу пришло больше, чем прежде, не знаю. В метро “Новокузнецкая” кажется, что большинство или оттуда (по разговорам, значкам, лицам) или только едут туда — как-то уж у очень многих на перроне и в вагоне цветы. Очень знаком этот эффект: когда любишь, кругом влюблённые, беременная — как будто весь мир забеременел, потом на каждом шагу коляски, потом первоклашки… У меня давно взрослый сын, но сегодня я почему-то замечаю вокруг много юношей призывного возраста…
…Когда мы с Илья Зюзин ещё стояли курили, встретившись на остановке, подошла девушка: “А вы на Мост идёте? я не знаю, как пройти, можно с вами?”
Догадалась, на свидание не приносят по два цветка. Мои перевязаны чёрной ленточкой. Свободное место, где я их положу — под портретом Немцова с его цитатой (из онлайн-интервью читателям газеты Коммерсантъ, 2008 год):
«Демократия универсальна. Демократия — это право граждан избирать свою власть и выгонять, когда она не справилась. Демократия — это право граждан критиковать свою власть. Демократия — это право граждан на информацию и независимый суд. Демократия нужна нам, а не американцам. У нас своя традиция и своя история. Безусловно, российская государственность не должна никого копировать, но базовое право граждан влиять на жизнь в стране надо защищать. А те, кто как вы, этого не понимают, обрекают страну на коррупцию и отсталость».


И мы проходим, не задерживаемся, на Пушкинской площади я выхожу из метро, площадь оцеплена, в мегафон всё те же слова, у кого-то проверяют паспорта (у парочек со стаканами кофе навынос), очень много полиции и ОМОНа, как будто в Москве ЧС или режим военного времени, хотя до комендантского часа ещё далеко, светло ещё…
Выделяются жёлтые жилеты прессы, они на мосту, на площади, у переходов, с видеокамерами, но почему-то без микрофонов. Много аккредитованных журналистов в жёлтых жилетах, я увидела десятка три минимум, но никто из коллег не берёт интервью у прохожих, странно. Очевидно, какая-то новая школа подачи новостей с места событий, думаю я)) но всё же переключаю вечерние новости с канала на канал — и нет, никаких репортажей о том, как прошёл день памяти Немцова в Москве нет(
© Надежда Жуковская
