16.10.2017
История. Интервью с Борисом Немцовым
Еженедельник «Аргументы и Факты»
Актуальное интервью. Советы президенту
Коммунизм не прошел. На носу — созидательная работа по наведению в стране долгожданного порядка. О том, как его достичь, мы спросили губернатора Нижегородской области, баловня политической судьбы Бориса Немцова.

— Сразу после вступления в должность Борис Ельцин направит в Думу список членов правительства. Кто, на ваш взгляд, мог бы в него войти или быть смещенным?
— Было бы очень хорошо для России и для Бориса Николаевича, если бы в кабинет вошли компетентные люди, которые принимали участие в борьбе за президентское кресло. Я имею в виду команду Григория Явлинского. И не потому, что он занял 4-е место, а потому, что квалифицированные люди сейчас очень нужны.
Во-первых, было бы очень полезным участие Михаила Задорнова в сфере финансов.
Во- вторых, в реформу пенсионного законодательства, в реформу законодательства, касающегося поддержки семьи, детства и занятости, могла бы внести вклад Татьяна Ярыгина. Наконец, мне кажется, что участие в правительстве самого Григория Явлинского могло бы существенно продвинуть решение вопросов финансовой стабилизации и развития производства.
— Но складывается впечатление, что Григорий Алексеевич сам не знает, чего хочет.
— Вы не совсем правы. Думаю, что он хочет работать, а не быть постоянно в оппозиции.
Огромное значение для России будут иметь выборы губернаторов, поскольку они являются неотъемлемой частью общероссийской системы власти. От центральной власти, безусловно, будет многое зависеть, и принципы адекватности и профессионализма должны быть главными в решении вопроса: кого из губернаторов Москва будет поддерживать, а кого — нет. Это будет принципиальным для развития страны.
Считаю, что необходимо укрепить ту часть правительства, которая занимается сельским хозяйством. В конечном итоге результаты выборов президента показали, что борьба была между городом и деревней, а не между севером и югом. Сельские жители проголосовали «против» реформ, а городские — «за». Вот и все. И выводы должны быть адекватными. Несмотря на то, что тратятся триллионы на поддержку села, крестьяне этой поддержки не видят. Она неэффективна. Куда исчезают топливо, удобрения? Почему до сих пор райпотребсоюз контролирует и монопольно завышает цены? Почему полностью разрушена система заготовок? Почему бабушкам негде продавать молоко и мясо? На эти вопросы должно отвечать правительство и проводить четкую, единую политику на всю страну.
— Страна большая и разная. Говорят, в вашей области проблем в сельском хозяйстве меньше?
— Главным тормозом в приватизации земли в Нижегородской области является отсутствие людей, желающих стать собственниками. Вот в чем проблема! А мы все-таки далеко впереди других регионов. 40 тыс. человек у нас участвуют в приватизации. На все эти вопросы нужно отвечать: крестьяне голосовали против Ельцина не потому, что они его не любят, а потому, что они чувствовали себя униженными и оскорбленными, брошенными на произвол судьбы.
Нужно упрощать налоговую систему. Она такая сложная, что производство почти не работает. Главнейший правительственный блок — налоги, борьба с инфляцией, развитие промышленности, борьба с монополиями — это то, что нужно делать.
— Но монополий простым взглядом и не видно.
— Монополии — это современные враги народа, но это не значит, что их руководителей нужно отправлять на Соловки. Методы должны быть другими. Из-за монопольного диктата цен по отношению к селянину цена на молоко, например, оказалась в 2-3 раза ниже цены на бензин. Эта борьба должна стать краеугольным камнем в развитии российской экономики. Антимонопольный комитет Б. Ельцин должен подчинить себе, вне всякого правительства и вне Госдумы. Это должен быть уникальный орган. Моя идея в том, что его статус должен быть на уровне Совета безопасности.
Что сейчас происходит? Я два с лишним года пытаюсь разрушить монополию Нижегороднефтепродукта. У меня ничего не получается. Мне до сих пор запрещают это сделать. Бензин самый дорогой, бензоколонки самые занюханные, воруют с бензоколонок так же, как и воровали, налоги не платят. Но ничего не делается. И так по всей стране.
— Эта пирамида где-то заканчивается?
— Она заканчивается интересами ведомств.
— Говорят, что с приходом Чубайса усилится давление на региональные суверенитеты.
— Чубайс — человек очень способный. Он будет оказывать скорее не глобальное влияние в плане централизации власти, а влияние политическое на тех лидеров, которые не хотят двигаться в сторону рыночной экономики.
Я сомневаюсь, что у него есть мысли о централизации власти и бюджета.
Во-первых, потому, что он знает, какое количество проблем перенесено сейчас на местный уровень, и деньги оттуда изъять нельзя.
А во-вторых, понимает, что, восстановив против себя всех без исключения губернаторов, он поставит на себе жирный крест. На мой взгляд, Чубайс будет всячески стремиться к равенству между республиками и областями. Потому что в личных беседах он все время возмущался тем, что главные статьи Конституции, в которых речь идет о равноправии всех субъектов Федерации, совершенно по-хамски нарушаются сепаратными соглашениями.
— Все считают вас любимчиком Борис Николаевич. В чем это выражается? Водит ли он вас своим преемником?
— Я хочу работать в Нижнем Новгороде, у меня полно дел. Народ меня избрал, и я должен выполнять свои обязательства, которые были даны перед выборами губернатора.
— А что касается статуса любимчика?
— Наши отношения улучшились после совместной поездки в Чечню. И к выборам президента я отнесся более серьезно, чем к своим собственным, поскольку считаю, что исторический путь России определялся на президентских выборах. Не хочу, чтобы мои дети думали, что они прокляты всеми на свете.
Тем не менее неплохие отношения с президентом особых привилегий нашей области не дают. Когда была борьба за своевременную выплату зарплаты, посчитали, что наша область находится в привилегированном положении, и по сравнению с другими практически денег не дали.
— Вы последовательный противник чеченской войны. В связи с назначением нового министра обороны И. Родионова возможны ли какие-то изменения на Кавказе?
— К своему стыду могу сказать, что абсолютно не знаю И. Родионова. Но мы обречены на то, чтобы в Чечне воцарился мир.
Во-первых, это предвыборное обязательство президента.
Во-вторых, это предвыборное обязательство Лебедя. Они сейчас в одной упряжке.
Наводить порядок в стране намного сложнее, чем хотеть его наводить.
Став губернатором одной из многих областей России, я испытал это в полной мере.
От редакции. Борису нет и 40… Человек он молодой, любящий людей и жизнь.
31.07.1996
Источник: АиФ