29.05.2019
История. Интервью с Борисом Немцовым.
Поездки по стране. Владимир
16 августа 2012 года
16 августа 2012 года во Владимире прошел диспут между лидером либеральной оппозиции Борисом Немцовым и владимирскими комсомольцами.
Тема диспута:
«Лихие 90-е. Стабилизец Нулевых. Что завтра?»
Тема вторая. Тема первая
Сопредседатель движения «Солидарность» и активный участник митингов протеста Борис Немцов в диалоге с владимирскими комсомольцами рассказал своё видение развития страны и поспорил с левыми оппозиционерами. Сказать своё слово – главная цель этого визита. О некогда дарованных реформаторами 90-ых правах и свободах в России мы, мягко говоря, подзабыли. Потому такие встречи для одного из лидеров нового русского бунта – прекрасная возможность донести свои взгляды до провинциальной публики.
nemtsov.ru/old
МОЖНО ЛИ БЫЛО В 90-е ПРОВЕСТИ РЕФОРМЫ ЛУЧШЕ?
© Наталья Новожилова
РАСШИФРОВКА
Борис Немцов: …Я считаю ребят, которые находятся в оппозиции к нынешней власти, а очевидно, что вы, левые, в оппозиции к власти находитесь, ребята достойны всяческого уважения и поддержки, потому что они рискуют, в том числе, и своей карьерой, и своей, не побоюсь этого слова, свободой.
Поэтому, несмотря на то, что у нас разные взгляды, в том числе, наверное, и на прошлое нашей страны, тем не менее, мы должны друг к другу относиться и с уважением, и проявлять солидарность. Сейчас это особенно актуально на фоне роста репрессий. Вот, я вам должен сказать, что в акциях протеста, в том числе, и те акции, которые были 6 мая, участвовали и представители левого движения, и либерального движения, и национально-патриотические организации. И после этого начались репрессии, и за решеткой оказалось очень много как раз ваших коллег. Они, может быть, не комсомольцы, но они, там, члены антифашистских организаций, анархистских организаций, и так далее.
И я считаю, что задача освобождения политзаключенных сейчас – она ключевая и, главное, общая. Я хочу сразу сказать, она общая задача. Если, не дай бог, с вами что-то случится, я буду биться за то, чтобы вас освободили. Я не знаю, готовы ли вы биться за то, чтобы меня освободили, но я за вас буду биться в любом случае. Это первое. Второе, вы молодые люди совсем, я так понимаю, что Валентине 23 года, да, всего?
ВК: 24.
БН: 24? Преклонный возраст, да. Вот, да. Вы моложе моей старшей дочери, и вы, конечно же, поскольку совсем молодые и родились, так, условно, в конце 80-х – в 90-е, наверное, плохо знаете про правду 90-х. Вы знаете ее из пропаганды. Вот, например, «лихие 90-е» – это клише, которое было специально приклеено к тем годам Путиным, для того, чтобы выглядеть прилично на фоне пьяного Ельцина.
Вот, я, например, горжусь, что меня народ избирал четырежды в 90-е, когда были выборы, внимание. И когда Чуров не был председателем Избирательной комиссии. Четырежды, в Нижнем Новгороде, в соседнем регионе.
Да, я горжусь тем, что очень много удалось сделать. Например, построить 200 километров дорог в Нижегородской области и 120 мостов. Могу сказать, что Путин во всей стране сейчас 2000 километров дорог строит. Я – в одной губернии.
Я горжусь тем, что, например, патриарх Московский и Всея Руси Алексий наградил меня орденом Святого Даниила Московского I степени за восстановление церквей и монастырей. Это тоже было в «лихие 90-е».
Я горжусь тем, что Нижегородская область стала впервые экспортером зерна, хотя закупала его в советские годы и жила по талонам.
Я горжусь тем, наконец, что мы, действительно, сумели привлечь довольно большое количество инвестиций, несмотря на тяжелейшее экономическое положение в то время и в стране, и в Нижегородской области.
И, наконец, я горжусь тем, что я не врал и не воровал все это время. Если бы я это делал, я бы не был сейчас одним из лидеров российской оппозиции.
Обращаю ваше внимание, что из 90-х я всего один, кто находится в оппозиции к режиму, все остальные с Путиным. Хочу обратить ваше внимание, что вот эти вот все деятели 90-х – они все сейчас с Путиным, кроме меня. Удивительно, да, ведь? А я могу объяснить, почему. Потому что, если б они были против – они б сидели. А меня не за что, а то бы уже тоже посадили. Поэтому, когда рассказывают, там, вот, приватизация, они там все разворовали… Можно факты? Сразу в студию принесите. Очень конкретные только.
На самом деле, история такая про 90-е, я закончу. Это были очень тяжелые для нашей страны годы. Это были нищие годы для нашей страны. Советский Союз был банкротом, я стал губернатором в эпоху голода и холода, и очередей за молоком и хлебом в 4 утра, которые моя жена занимала, чтобы купить Жанке хотя бы что-нибудь на завтрак. Вот.
Состояние банкротства страны привело к ее развалу, случилось это фактически в 91-м, хотя началось гораздо раньше. И нам надо было страну из реанимации вытаскивать.
Дальше. Было совершено… Мы ее вытащили, она не развалилась, слава богу, и стала более-менее жить и развиваться. Наряду с тем, Что Советский Союз обанкротился, надо помнить, что это были очень тяжелые для экономики России годы. Ровно потому, что наша экономика, в основном, жила и живет за счет нефти, а нефть тогда стоила от 10 до 15 долларов за баррель, то есть, в 10-15 раз дешевле, чем нынешняя. Таким образом, мало того, что банкрот был СССР, так еще и денег вообще никаких не было. Это надо все иметь в виду.
Дальше. Можно ли было сделать лучше?
Ответ: да, можно. Но в истории нет сослагательного наклонения, просто его нет. Да, вот, что сделано – то и сделано. Мне за то, что я там делал, а я был, в основном, губернатором 6 лет, и в правительстве работал полтора года, совершенно не стыдно.
Значит, придя в правительство, во-первых… Мое условие перехода в правительство было: прекращение залоговых аукционов (это было условие перехода, я Ельцину сказал – я не пойду, пока будут залоговые аукционы). Залоговые аукционы отменить, олигархов из Кремля выгнать, приватизация только на открытых честных конкурсах, бюджетные деньги только в госбанках, конкурсы на закупки, в том числе, продовольствия для армии – только публичные и открытые.
Это были условия так называемой борьбы с бандитским капитализмом, на которые я пришел работать в правительство. Это сильно не нравилось олигархам.
Вот, есть такой миф, что Путин боролся с олигархами, а Немцов с ними дружил – это наглая ложь! Вот, наглая ложь. Значит, Путин был ближайшим другом Березовского, и Березовский сделал Путина президентом. Он ходил к нему на день рожденья, он дарил цветы его, там, жене, он его поддерживал, Березовский, на 1-м канале российского телевидения, он его звал на «ты» и «Володей», и до сих пор продолжает так звать. Ровно за это он и поплатился, за то, что он его сделал президентом.
Значит, мы с Березовским боролись. Я ему, например, не дал возглавить Газпром. Не дал возглавить, будучи министром топлива и энергетики и вице-премьером. Я не дал им захватить «Связьинвест». «Связьинвест» был продан на открытом конкурсе за огромные деньги, нам удалось, кстати, покрыть наши обязательства по пенсиям и зарплатам, за 1 млрд 850 млн долларов был продан пакет 25%.
Они, олигархи, нам это простить не могли и начали воевать с нами. И они выиграли в этой войне, вместе со своим дружком Путиным. А потом они сделали Путина президентом.
Вот правда о новейшей истории России – Путин стал президентом благодаря Березовскому. Это правда. Потом он с ним расправился и насадил своих олигархов, чекистских олигархов, вот возникла такая путинская олигархия: Тимченко, Ковальчуки, Ротенберги, и так далее и тому подобное. Надо было к кормушке своих именно, из кооператива «Озеро» присобачить, он их и присобачил.