13.05.2020
История. Интервью с Борисом Немцовым. Новосибирск
Фрагмент. Декабрь 2000 года
Борис Немцов: «Если заткнут рот журналистам, то с кляпом во рту окажется вся страна»
Не могу утерпеть и не поделиться свежим приобретением — уникальным видео, только что найденным в архивах новосибирской телекомпании. Выкладываю его здесь, несмотря на проблемы со звуком, которые не удалось преодолеть даже усилиями хорошего специалиста и давнего помощника Владимир Савельев — спасибо, он сделал все, что мог.
Но, несмотря на не идеальное, мягко говоря, качество, мне кажется важным увидеть и услышать сказанное Немцовым в Новосибирске в декабре далекого уже 2000 года в ответ на вопрос: «Ваша оценка президента Путина»
Важным, потому что до сих пор у многих есть иллюзия, что Немцов начал критиковать Путина, когда оказался вне властной элиты, а до этого, мол, он помалкивал. Нет, не помалкивал, хотя, конечно, выражения выбирал еще вполне парламентские.
Положение обязывает.
«Немцов. Рабочая встреча»
Архив ОльгИ ЛесневскОЙ
В редакции газеты «Новая Сибирь»
Участники: главный редактор Вячеслав Досычев, депутат ГД (1999-2003), глава Новосибирского отделения СПС Александр Фомин и Борис Немцов.
6 декабря 2000 год
РАСШИФРОВКА
Борис Немцов: Здрасьте. Куда? Налево?
*****************
– Ваша оценка, все-таки, президента Путина…
– Не мелкие вопросы задаете.
– Потому что в начале года много говорили о пришествии диктатуры, всем таком прочем, летом стали говорить о том, что у нас появился Пиночет, который железной рукой будет проводить рыночную экономику здесь в России. Тут же опять…
– Вы знаете, Путин адекватен России. Он, конечно, современен, если говорить об экономике, и достаточно архаичен, если говорить о свободах и политике. Ну, вот, последняя история с гимном, она, собственно, обо всем и говорит, да? Знамя трехцветное, гимн советский, герб давностью 500 лет. Ну, вот, такая эклектика в голове, она, собственно, и предполагает противоречивость его действий. Конечно, он как сотрудник спецслужб, он очень не любит критики и очень не любит гласного, открытого обсуждения. Я могу вам так сказать: критику все не любят, я бы сказал, все ее даже ненавидят. Я, в том числе, вы, Фомин, вот, главный редактор «Новой Сибири» – все ненавидят критику. Но <если> ты избрал стезю публичного политика, общественного деятеля, за которого проголосовал народ, то ты просто обязан терпеть это. Не хочешь, чтоб тебя критиковали – иди работай колхозным сторожем у Харитонова. Там не критикуют, совсем. Ну, хорошо, <нрзб.>, никто слова не скажет. Но если ты президент, то надо терпеть. Ужасно будет, если доктрина информационной безопасности…
Рассматривает изображение
– Что это значит, я не понимаю?
– Для оживления.
– Ужасно будет, если доктрина информационной безопасности, которую они утвердили, будет реализована. В этой доктрине говорится о том, что в основном средства массовой информации должны быть государственными, государство имеет приоритет. Это плохо, фактически это новая редакция цензуры. Только цензуры не Главлита, а цензуры <Кремля>, или губернатора, или полномочного представителя президента, это не имеет значения. Поэтому СПС категорически против вообще нарушения Закона о печати, <самого> либерального, кстати, в Европе. СПС будет защищать частные компании, и, в первую очередь, федерального уровня, именно поэтому <мы> защищали право журналистов НТВ на <свою> точку зрения, именно поэтому мы считаем, что, если заткнут <рот> журналистам, то, значит, с кляпом во рту окажется вся страна. Мы в этом смысле находимся в оппозиции к президенту, потому что считаем, что свобода, и, в частности, свобода печати – это одно из самых существенных завоеваний последних лет. И еще, надо иметь в виду, что если свободы прессы не будет, то будут воровать, грабить <…> и беспредельничать еще больше, чем сейчас. Еще больше, чем сейчас.
Материал подготовила Алёна Голубева
Расшифровка Алены Голубевой