14.12.2016
Памяти Андрея Дмитриевича Сахарова
ЖЖ Борис Немцов
Сахаров. Горький. Ядерная безопасность
21 мая 2011 года
Академик Сахаров — человек мирового масштаба. Он один из тех немногих живших и живущих на земле, кто изменил мир, причем сразу в двух сферах. Как создатель водородной бомбы и теории управляемого термоядерного синтеза он изменил мир в сфере ядерной физики и мирового порядка. Как великий гуманист и правозащитник он оказал сильнейшее влияние на демонтаж коммунистической системы, как в Советском Союзе, так и в мире.
Мне посчастливилось несколько раз в жизни встречаться с Андреем Дмитриевичем. Один раз даже удалось взять интервью по проблемам атомной энергетики.
Дело в том, что долгие годы в ссылке в Горьком Сахаров проживал в микрорайоне Щербинки, а всего в нескольких километрах от этого района коммунистическая власть затеяла строительство атомной станции теплоснабжения. Проще говоря, впервые в мире было решено построить ядерную котельную вблизи города-миллионника.
Идея состояла в том, чтобы пропускать воду через теплообменники в ядерном реакторе, добиться ее нагрева и обеспечить теплом и горячей водой население миллионного города. Короче говоря, мирный атом в каждый дом.
Идея эта многим жителям города и мне тоже казалась крайне опасной. В городе в конце 1986 года, после Чернобыля, развернулось массовое движение против ядерной котельной. Я был одним из его лидеров.
Позиция Сахарова была предельно важной для решения вопроса. И тогда впервые в своей жизни я выступил в качестве журналиста, а потом в газете «Ленинская смена» 13 октября 1988 года появилось мое интервью с Андреем Дмитриевичем Сахаровым под названием
«Мы не вправе держать людей в страхе».
Источник

По цензурным соображениям в печать не попали рассуждения Сахарова о политзаключенных, о ситуации в Нагорном Карабахе и других горячих точках. Не попала также на страницы газеты и фотография, сделанная Николаем Машковым во время интервью.
Что следует из этого интервью:
- Сахаров естественно не являлся противником ядерной энергетики.
- Сахаров считал крайне опасным строительство наземных станций. Он считал, что в случае вооруженного конфликта, террористического акта, ошибок персонала, природных катаклизмов подвергаются смертельной угрозе жизни миллионов людей.
- Он предлагал строить атомные станции под землей. Тогда все вышеназванные угрозы не будут иметь серьезных последствий для судеб людей. А в случае серьезной аварии на станции, шахта, где она находится, заливается бетоном.
В заключении Сахаров сказал, что если бы он был главой города, он бы не допустил строительство станции.
Последние слова интервью Андрея Дмитриевича: «Я целиком на вашей стороне».
Последуй человечество совету Сахарова о подземных станциях, трагедии Фукусимы можно было избежать.
21 мая 2011 год

ProGorodNN
Во второй половине 1980-х годов Борис Немцов стал принимать участие в экологическом движении. На фоне произошедшей на Чернобыльской АЭС аварии в области появилась организация «За ядерную безопасность», которая выступала против строительства Горьковской атомной станции теплоснабжения.
Мать Немцова Дина Яковлевна, будучи детским врачом, принимала участие в сборе подписей против атомного проекта в области, а следом за ней в борьбу против возведения Горьковской АЭС включился и Немцов, будучи физиком.
В 1988 году им была опубликована статья в газете «Горьковский рабочий» (ныне «Нижегородский рабочий»). Станция в конечном итоге не была построена.
WIKI
Статья «Почему я против АСТ»
Комментарии:
peter_second
Удивительным образом сошлись мировые линии замечательных, выдающихся людей, живой совести страны — Сахарова и её надежды — Немцова.
Эту статью хорошо знаю и помню с начала 90-х, она мне тогда очень помогла в борьбе с атомной мафией в нашем регионе. Её местные представители хотели соорудить подземную АЭС у нас, при этом они лицемерно и нагло давили авторитетом Сахарова, который, якобы, был их идейным сторонником и фундаментом, на который они опирались.
Благодаря нашим усилиям и этой статье удалось вывести на чистую воду этих аферистов.Уход в недра проблемы безопасности не решает, как не решает и две другие главные проблемы — увеличение абсолютного содержания наземных радионуклидов и накачивание избытка энергии в биосферу.
Я и многие другие знакомые мне люди бесконечно благодарны Борису Немцову за её публикацию.
В свою очередь, одна моя статья, посвященная экологическим аспектам строительства подземных АЭС, где я ссылаюсь на это интервью, вышла в европейском экологическом журнале («Econord» 1993. No 1: 19-20) на английском и мне приятно, что и моя работа способствовала международному распространению подлинного мнения известного физика и общественного деятеля.
Вместе с тем, тогда я Немцова назвал просто «журналист», о чём теперь искренне сожалею.
9 сентября 1989 года Андрей Дмитриевич Сахаров был в Челябинске. Днем прошли мероприятия по перезахоронению жертв политических репрессий, а вечером в доме политпросвещения была встреча с Сахаровым, в перерыве он дал интервью «Вечернему Челябинску», где я тогда работал. Остро стоял вопрос о строительстве Южноуральской АЭС. Сахаров был против того варианта, который строился, и предлагал опустить АЭС глубоко под землю, максимально обеспечив автоматическое управление. До сих пор никто этими советами не воспользовался.
