Перейти к содержимому

Левые и либералы — что общего? Часть I

30.05.2012
История. Интервью с Борисом Немцовым.
Поездки по стране. Владимир
16 августа 2012 года

16 августа 2012 года во Владимире прошел диспут между лидером либеральной оппозиции Борисом Немцовым и владимирскими комсомольцами.

Тема диспута:
«Лихие 90-е. Стабилизец Нулевых. Что завтра?»

Сопредседатель движения «Солидарность» и активный участник митингов протеста Борис Немцов в диалоге с владимирскими комсомольцами рассказал своё видение развития страны и поспорил с левыми оппозиционерами.
Сказать своё слово – главная цель этого визита. О некогда дарованных реформаторами 90-ых правах и свободах в России мы, мягко говоря, подзабыли. Потому такие встречи для одного из лидеров нового русского бунта – прекрасная возможность донести свои взгляды до провинциальной публики.
nemtsov.ru/old

Участники диспута:
Борис Немцов, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС и сопредседатель демократического движения «Солидарность»
Анна Галинкина, сопредседатель Владимирского регионального отделения демократического движения «Солидарность», член политсовета регионального отделения партии РПР-ПАРНАС
Валентина Комарова, 2-й секретарь Владимирского ОК ЛКСМ, школьный педагог-психолог
Илья Быков, студент 4 курса Юридического института, юрисконсульт регионального отделения КПРФ.


Тема третья, I. Тема первая Тема вторая

ЛЕВЫЕ И ЛИБЕРАЛЫ — ЧТО ОБЩЕГО?
© Наталья Новожилова

● Вооруженное восстание?..
● Что либералов объединяет с левыми…
● Сначала люди, а уже потом пушки…

 

РАСШИФРОВКА

Борис Немцов: Теперь, что касается «стабилизец», или как там?..
Ну, если честно, это сленг, но это мягко сказано. Это мягко сказано. Вот, понимаете, России очень редко везет. У нас все время – то понос, то золотуха. И вдруг в нулевые нам сильно повезло, смотрите: уже мы оправились от банкротства Советского Союза, у нас построена была рыночная экономика, выросли резко цены на нефть, никто с Россией не воевал, никаких особых угроз, таких серьезных, у страны не было, да. Можно было сделать современную медицину, современное образование, современную пенсионную систему, можно было приблизиться по уровню жизни и социальным стандартам к европейским. Все это можно было сделать.
Сделал это Путин? Ничего не сделал вообще! Что он сделал – он набил себе карманы и своим дружкам. Да? Вот, ну, вы знаете, я автор многих антикоррупционных докладов, я надеюсь, вы их, может, и слышали, и читали. Сейчас мы готовим новую книгу, она выйдет в конце августа, я думаю, она будет вам всем очень интересна. Книга называется «Жизнь раба на галерах»: дворцы, виллы, особняки, самолеты, вертолеты, часы, костюмы, автомобили, яхты и катера Путина. Так называется книга. Значит, в книге мало букв и цифр, в книге, в основном, фотографии, а также ценники: там, дворец в Геленджике – миллиард долларов, домик высокого гостя под Парижем – 55 млн. долларов, самолет с золотыми унитазами – 160 млн. долларов, и так далее. Вот, мы эту книгу…

Понимаете, в этом смысл существования этого человека. Видимо, детство было нищее, бедное, человек дорвался и остановиться не может. Члены кооператива «Озеро» – все миллиардеры. Кооператив, кстати, дачный, помните, по 6 соток давали там… 6–8 соток. Это вот такой кооператив, не производственный, а это дачный кооператив. Ну, известные фамилии там: Ковальчук, Фурсенко, вам, наверное, объяснять не надо, но там еще есть, например, человек по фамилии Шамалов, который строил виллу Путину за миллиард там, в Геленджике, и так далее.

Значит, первая задача, которую он для себя решил – это личное обогащение и обогащение своих друзей.
Вторая задача – это уничтожение оппонентов. Это уничтожение сменяемости власти, это пожизненное президентство, что является катастрофой, отсюда фальсифицированные выборы, отсюда цензура и так далее, и тому подобное.
Дальше, ключевые задачи, кричащие для страны, а именно – остановить вымирание России – он не решил. За все годы его правления смертность всегда была выше рождаемости. Россия теряла ежегодно от 400 до 500 тыс. человек, и если бы не мигранты, в основном, из Средней Азии и Закавказья, то наша страна потеряла бы больше 10 млн.

Вот, я был губернатором Нижегородской области, в 90-е годы население области было 3 млн 700 тыс. человек. Сейчас население 3 млн 300, можете в Росстате посмотреть. Нижегородская область потеряла больше 10% населения, больше 10-ти. Единственные регионы, где у нас растет население – это Чечня из-за рождаемости в 3 раза выше, чем в русских регионах, это Дагестан и сейчас Татарстан тоже плюсом выходит. Всё. Везде вымирание, проблема не решена. Продолжительность жизни –мужики до 60-ти лет если доживают, это хорошо. Это хорошо.
Дальше, здравоохранение. На абсолютно таком, пещерном уровне, то есть, в год умирает от сердечно-сосудистых болезней 1 млн 200 тыс. человек – 80% можно спасти людей, 80%! Медицина формально бесплатная, фактически запредельно дорогая. Ничего не решил!
Армия. Можно было сделать профессиональную армию, можно было нормально платить ребятам, которые идут служить, деньги и дать им возможность получить образование, и, действительно, прорваться – ни черта не сделал. Ничего не сделано.

Теперь, что сделано – повышены зарплаты спецслужбам, это понятно – власть держится на штыках и дубинках. Не на народе, который поддерживает – на штыках и дубинках. Поэтому, естественно, повышаем зарплаты.
Вы посмотрите на бюджет: у нас военно-полицейский бюджет! Вы знаете, что он в ближайшие несколько лет собирается резко сократить расходы на образование и здравоохранение. Вы знаете, что за годы его правления в два раза меньше стало школ и больниц, а также поликлиник?
Это стабилизец? Это деградация, понимаете?! Это деградация и распад. И мы с этим абсолютно не согласны. Я считаю, что вот эти годы – не просто годы были застоя, упущенные годы – это годы распада и деградации. Кроме того, в обществе насаждается аморальное, циничное, воровское поведение. Считается, что воровать, брать взятки – это доблесть, это хорошо.
Пропагандируется вот такое, культ воровства и цинизма. Вот, когда тонула наша лодка «Курск», и ребята наши гибли, он с ухмылочкой Ларри Кингу сказал: «Она утонула» на вопрос «Что случилось с лодкой «Курск». В этом и есть весь Путин – циничный, подлый, мелкий, который свой народ боится и ненавидит. Вот и все. Зачем нам такой правитель? Мы должны с ним бороться.

Теперь, как бороться. Есть горячие головы (я когда был молодой – я к ним относился), которые хотят все и сразу, это неправильно. Ему бы тоже хотелось, чтобы началось вооруженное восстание, и он бы его с блеском подавил, закрутил гайки, и веселился бы, и еще издевался над страной всю оставшуюся жизнь. Этого не надо делать, абсолютно. Нужно действовать спокойно, мирно и конституционно, так, как мы и действуем. Он боится собственного народа, он боится, когда народ выходит на улицы и требует вернуть отобранные у него права. Вот так и надо действовать, выходить и требовать.

Дальше, предельно важно, чтоб на нашу сторону переходили люди из власти. Я хочу вам сказать, это важная вещь. Вот, например, случай с Геннадием Гудковым, депутатом Госдумы от «Справедливой России». Мы все должны защищать Гудкова. Нам говорят: «А он чекист. Чекистов бывших не бывает, нечего их защищать». Абсолютно неправильно. Абсолютно неправильно, чем больше людей от него отвернутся оттуда, чем больше работников ОМОНа, прокуратуры, судей, депутатов, там, я не знаю, чиновников муниципального уровня перейдут на сторону народа – тем больше шансов, что мы спокойно развернем нашу страну в европейском правильном направлении. Поэтому мы должны защищать этих людей, бороться за них и всячески им помогать.

Дальше. Надо ли участвовать в выборах. Ответ: у меня иллюзий по поводу выборов никаких нет. Я считаю, что при Путине не может быть выборов в честном понимании этого слова. Есть фарс, имитация, иллюзия. Не может быть выборов. Но – если наши товарищи, допустим, во Владимирскую Думу городскую, или, там, в областное Законодательное собрание, если наши товарищи хотят участвовать, надо помогать. Потому что каждый новый человек, который туда приходит, он не может поменять систему, но повлиять на нее может. Поэтому я с уважением отношусь к тем, кто намеревается действовать в этом направлении.

Дальше, у нас есть программа, она очень внятная. Программа такая: мы считаем, что успех России, модернизация России невозможна без политической реформы. Эту программу поддержали все политические силы страны, включая левых. Вы знаете, это… Она изложена в «Манифесте свободной России», эта программа, это программа возвращения к народовластию в нашей стране, это программа усиления роли депутатов и парламента в нашей стране, это программа ограничения самодержавия, запрет, например, больше двух раз быть президентом, это программа антикоррупционная, то есть, ратификация 20-й статьи Конвенции ООН о противодействии коррупции, это программа антикоррупционных расследований деятельности режима, и так далее, и тому подобное. Под этой программой подписались все политические силы страны, кроме жуликов и воров.

У нас есть разногласия с левыми по поводу социально-экономических вопросов. Левые считают, что государственная собственность лучше частной. Ну, если так, коротко. И национализация – это хорошо. Ну, левые так считают, я не знаю. Они, по крайней мере, меня все время спрашивают: готов ли я к тому, чтобы все национализировать. Я им говорю – вот, если простой ответ, такой, я говорю: «Ребят, начните со своей квартиры. Она у вас частная? Отдайте ее государству». Ну, так просто.

Дальше, сравните запах в лифте и у себя дома. Чтобы понять разницу между государственным и частным. Дальше, вот, у нас Газпром – государственная компания.
Самая воровская компания в мире. Она государственная. У нас «Роснефть» государственная. Самый дорогой бензин! Почему? Потому что государство – это чиновник. Если чиновник вороватый, и временщик, то он никогда за своей компанией следить не будет, а будет только ее использовать как дойную корову. Поэтому меня никогда не убедишь, что государственное лучше частного.
Роль государства должна быть? Ответ: да. Государство должно следить за тарифами и ценами, это правда.
Второе, государство должно следить за конкуренцией. Вот, там, где негодяи сговариваются, чтоб повысить цены и облапошить народ – там эти негодяи должны быть наказаны, вплоть до посадок, потому что они из наших кошельков вынимают последние деньги. Вот это роль государства, ровно в этом. То есть, защита конкуренции, прозрачные правила игры и регулирование тарифов на монополии, ну, в частности, коммунальные услуги и так далее. Могу только вам сказать, что государство и с этим не справляется путинское! Потому что самый высокий рост цен у нас – именно как раз на то, что государство регулирует, а именно – рост цен на коммуналку, транспорт и так далее и тому подобное. Они у нас растут, это же государство делает, не частники.
Поэтому, конечно, было создано криминальное, полицейское гнилое государство, которое не может справиться со своими функциями.

Теперь, еще один диспут по поводу левых – это богатые и бедные. Пропасть между богатством и бедностью кричащая, левые говорят: давайте повысим налоги. Ну, например, введем прогрессивный налог подоходный. Звучит довольно заманчиво. Я против. Я объясню, почему. Вы хотите, чтобы чиновники еще больше денег получили? Что такое рост налогов – это рост поступлений в бюджет, правильно? А кто этот бюджет распределяет? Жулики и воры? Вы хотите им помочь, да?

Если вы хотите реально, например, скандинавскую модель социальной политики проводить, то вы сначала сделайте честной бюрократию, чтобы твердо знать, что налог, который я заплатил подоходный, он точно пойдет на ремонт школы, улицы и так далее и тому подобное. До тех пор, пока там воры и жулики – им нельзя деньги в руки давать, понимаете? Поэтому задача ключевая – это как раз очистить государство от них, и сделать чиновников более-менее приличными, это очень сложная задача. И только после этого можно обсуждать тему перераспределения денег. До тех пор, пока мы вот от этой скверны жуликов и воров не избавимся, ничего нельзя повышать, никаких налогов! Потому что вы их только кормите. Понимаете, да, это очень важный момент, вот, я просто хочу… Я уже с Удальцовым это многократно, с Зюгановым даже обсуждал эту тему. Я говорю: «Вы чего их хотите, ну, вам мало, что они все миллиардеры в списке «Форбс», вы хотите, чтобы они еще, что ли, там, их еще человек 50 туда попало, зачем вы их кормите, это же неправильно?» Поэтому приоритет – это антикоррупционная как раз борьба.

Дальше. Собственно, если говорить, там, о социальной поддержке людей, конечно, бюджет должен быть переориентирован, и тут я с левыми на 100% согласен, он должен переориентирован именно на цели здравоохранения, народного образования и пенсионного обеспечения.
У меня нет вопроса – пушки или масло. Это у Путина есть, он всегда пушки выбирает. Еще ракеты, которые падают постоянно. Что «Булава» у него постоянно падает, что «Протон», сейчас вот они разбор полетов, у них за полтора года 10 ракет упало, нормально? Американцы улетели на Марс, и там уникальные фотографии, к нам сюда на Землю шлют, за 2,5 млрд долларов всего, кстати, улетели. У нас только одна дорога Адлер – Красная Поляна в три раза дороже.

Вот, да, а у нас падают. Поэтому у меня выбора нет, у меня выбор такой: конечно, сначала люди, а потом уже пушки. Да, Россия должна себя защищать, но сначала в России не должен вымирать народ, не должны, как в Африке, умирать мужики до 60-ти лет, женщины должны рожать, надо, чтобы люди безопасно ходили по улицам – для меня вот это приоритеты. Я думаю, что для левых тоже.

И последнее, что нас с левыми объединяет: мы против бюрократии. Против. Это, кстати, очень важно, потому что есть левые, которые говорят «государства должно быть еще больше». К счастью, среди русских левых я таких не видел. Они уже и так задохнулись от чиновников, и это нас тоже объединяет, поэтому я согласен с Наташей, что для антуража надо было назвать это дуэлью, но я считаю, что у нас общего гораздо больше, чем, собственно, разницы, да?


ДИСПУТ ПОЛНОСТЬЮ ЗДЕСЬ


Расшифровка — Алена Голубева
Видеоархив Бориса Немцова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d