01.11.2018
История. Борис Немцов рассказывает…
Из серии итальянских интервью на вилле «San Carlo Borromeo» (Милан).
Август 2008 года
И снова видео из недавно появившейся в сети необычной серии, условно назовем ее – “Беседы в Италии”.
Это малоизвестная до недавнего времени неофициальная встреча, на которой, кажется были затронуты все возможные темы – от политики и экономики до детства героя и истории его жизни.
На этот раз – Борис Немцов рассуждает о конформизме современной творческой интеллигенции.
Все фрагменты 8-часовой беседы с Борисом Немцовым на вилле «San Carlo Borromeo» (Милан) по ссылкам
Немцов предсказал сегодняшний день России 10 лет назад
«Человек начинает шевелить мозгами, когда деньги заканчиваются»
«А тогда – была демократия…»
О православии как идеологии путинизма
О конформизме современной творческой интеллигенции
О радости, о мечте
Об угрозе распада России
«BORIS NEMTSOV. L’INAFFERRABILE RUSSIA (2008)
Video in russo e in italiano (7 di 8)», фрагмент
Канал spiraliedizioni
РАСШИФРОВКА
«…Интеллигенция, творческая интеллигенция в первую очередь, в целом либо лояльна Путину, либо его поддерживает. Есть исключения, да, ну, например, Виктор Ерофеев, которого профессор приглашает постоянно, или Владимир Сорокин, например, который тоже сюда приезжает.
Глобальная причина в следующем: я уже говорил, путинизм отличается от коммунизма. Путинизм запрещает заниматься политикой, но не запрещает заниматься литературой, поэзией. Путинизм не запрещает ездить по миру. Путин разрешает эмиграцию. Коммунизм ничего этого не разрешал. Сжигались выставки художников, запрещались книги, преследовался Бродский, не печатались Ахмадулина и Солженицын – все это было запрещено. Сейчас всё разрешено! Запрещено одно: идти во власть, и менять режим. То есть… понимаете, да?
– Televison.
– Ну, это естественно, естественно, телевидение. Телевидение – часть политической власти. Да? Что запрещено Ахмадулиной – Ахмадулиной запрещено вести передачи на телевидении. Но она, собственно, их никогда и не вела, она писала стихи.
Очень интересна история Путина и Солженицына. Ну, вы знаете, Солженицын умер буквально, вот, в начале августа. Солженицын один из крупнейших писателей, мировых писателей XX века. Человек, который в дело крушения коммунизма, на мой взгляд, внес не меньший вклад, чем Ельцин. Который «Архипелагом ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича», «Красное колесо», вот эти все великие книги, досконально, детально, с цифрами и фактами описал все преступления Сталина, который был изгнан из страны коммунистами.
Потом Ельцин ему сказал: «Возвращайся» – он вернулся. Потом Солженицын отказался брать награду из рук Ельцина, а потом он стал соратником Путина! И Путин, когда умер Солженицын, сказал, что нужно увековечить имя Солженицына. Принято решение – переименовать Коммунистическую улицу в Москве, Коммунистическую улицу переименовать в улицу Солженицына. Это Путин принял такое решение. И, кроме того – произведения Солженицына включить в учебники школьные.
То есть, он, безусловно, гораздо тоньше и умнее, чем коммунистические вожди. Дело не только в покупке, в премиях – то, о чем профессор говорил, все это правильно – а дело в том, что он им не запрещает заниматься их делом. «Пишите, чего хотите! Все равно вас никто не читает». У него логика такая: «Пишите, что хотите, вас никто не читает! А в телевизор я вас не пущу. В телевизоре буду я с Медведевым». А книжки строчите… Какие у нас тиражи книжек? Если у вас 50 тыс. экземпляров тираж – то вы великий русский писатель. Что такое 50 тыс. экземпляров? 142 млн человек живет в России. Ничего!
Он и мои книжки не запрещает. Я его ругаю там покруче, чем все, вместе взятые, наверное. И в интернете я могу публиковаться, пожалуйста. То есть, это гораздо более, я б сказал, продуманная концепция. На выборы не пройдешь ни за что. Немцов? – Нет! Не будет там. В парламенте – никогда, в правительстве – никогда. Книжки – пусть пишет. То есть, понимаете, это…
Вот, теперь общая позиция. Они не просто лояльны Путину, а часто его поддерживают в гнусных делах. Например, подписывают письма с поддержкой ареста Ходорковского – интеллигенция. Выступают в поддержку, например, действий в отношении Грузии. Они – часть системы, многие. Часть системы, и дело не только в премиях, дело в том, что, там, есть специальное финансирование театров, есть финансирование всяких литературных обществ, есть финансирование зарубежных поездок – это специальные государственные программы.
То есть, в отличие от 70-х, когда интеллигенции запрещали заниматься творчеством, и интеллигенция была основой диссидентов (то, о чем сказал профессор), сейчас эта возможность практически исключена. Практически исключена. Да, есть несколько писателей в России, которые не пользуются поддержкой власти, это правда. Но их меньшинство. И считать, что интеллигенция эта будет основой диссидентства – это ничего подобного, этого не будет. Если режим будет эволюционировать, если будет ограничение на передвижение, ограничение на эмиграцию, ограничение на публикации книжек, там, и так далее и тому подобное – вот тогда они станут диссидентами. А до тех пор, пока их не трогают – они будут лояльными, послушными. Кстати, Солженицын взял из рук Путина тоже премии. Он лауреат Нобелевской премии, как известно, Солженицын, но, тем не менее, когда Путин ему дал премию Государственную – он ее взял. Несмотря на то, что КГБ, там, репрессии, сам сидел в тюрьме много лет…»
Расшифровка — Алена Голубева
Оригинал